В оправдание великого Вагнера
источник:
http://moskalkov-opera.livejournal.com/661002.htmlПо поводу великого немецкого композитора Вагнера было написано немало. И большая часть всего написанного - ложь. Современные СМИ рисуют из него чуть ли не предтечу нацистов, приписывая ему то, что он никогда не говорил и не писал.
А вот здесь, музыковед Дмитрий Горбатов уже более 10 лет назад блестяще разобрал самые вопиющие случаи вранья. Дмитрий Горбатов АНТИСЕМИТ РИХАРД ВАГНЕР: ТЕХНОЛОГИЯ ИСТЕРИИ, № 288 08 сентября 2002 г.
http://www.lebed.com/2002/art3055.htmРихард Вагнер — один из моих любимейших композиторов. Я считаю его абсолютным музыкальным гением — третьим после Баха и Бетховена. Лучшие часы моей жизни были связаны с музыкой Вагнера, и качество того наслаждения несопоставимо ни с чем: устами великого немецкого мастера Всевышний сказал людям кое-что из самых сокровенных своих слов.
Однако мой восторг в отношении Вагнера разделяют далеко не все. Подавляющее большинство действительно считает его музыку тяжеловесной, драму — надуманной, а оперную эстетику — весьма спорной. (Большинство вообще подавляет. И музыку в принципе не выносит.) То что творчество Вагнера до сих пор вызывает споры, это нормально. То что эти споры до сих пор ведутся, — тоже нормально: его музыку никто любить не обязан, и восхищение творчеством Вагнера ни с какой стороны не отражает принадлежность восхищающегося к интеллектуальной элите, равно как и не свидетельствует об особенно тонком его художественном вкусе.
Глубоко ненормально другое: недобросовестные исследователи упорно пытаются выдать антисемитизм Вагнера за нечто равновеликое его музыке, а некоторые из них даже настаивают на том, что антисемитизм полностью "поглотил" все художественные достижения Вагнера. Тут начинается неизбежное и нездоровое копание в его личной жизни: он предавал друзей, он не отдавал долги, он презирал женщин, он даже ростом не вышел (отсюда "комплекс Наполеона") — и бог знает что ещё…
При этом логика таким "исследователям" постоянно отказывает. Ниже — некоторые образцы подобных рассуждений.
2. "Вагнер был любимым композитором Гитлера, к тому же — националистом и антисемитом… И хотя Вагнер умер в 1883 году, т. е. задолго до прихода нацистов к власти, последние действительно подхватили некоторые его идеи".Замечательная логика! Вагнер был любимым композитором Гитлера — нацисты подхватили его идеи. Вывод: виноваты в этом не нацисты, а Вагнер!..
Гитлер любил не только Вагнера, но также и Бетховена, и Моцарта, и Баха. Он вообще обожал немецкую классическую музыку, ибо именно она служила Гитлеру одним из "неопровержимых" аргументов "превосходства германской расы" над всеми остальными. Кто же из любимых композиторов Гитлера станет следующей жертвой: Моцарт? Бетховен? или Бах?..
Вот на такие перлы по поводу великого композитора сегодня можно натолкнуться в прессе и Интернете довольно часто:
"...Какова же была его основная цель? Ее Вагнер выражает совершенно ясно в последней главе своей нашумевшей и не перестающей вызывать ожесточенные споры до наших дней книги, одна из глав которой называется "Окончательное решение евр-ейского вопроса" (кстати, он первый ввел этот термин). Вагнер написал письмо в баварский парламент, в котором предлагал свой план уничтожения евр-еев. Ни один из музыкантов, и не только музыкантов, но и философов вообще, никогда до Вагнера не выступал с программой уничтожения народа. Даже Ницше, которого трудно заподозрить в симпатиях к евреям, написал ему письмо, где сказал, что за это предложение Вагнер достоин того, "чтобы он умер в тюрьме, а не в своей постели".В своем письме Вагнеру Ницше заявляет открыто: "Вы не человек, вы просто болезнь".
Вагнер заботился о том, чтобы его идеи были ясно поняты последующими поколениями. Например, на праздновании 68-летия, за год до смерти, Вагнер в ответной речи сказал: "Моя дирижерская палочка еще много раз будет показывать грядущим поколениям, на какой путь они должны стать". Каким же действительно был путь, на который направлял Вагнер последующие поколения? Первая и главная цель - освобождение человечества от евр-еев. Во-первых, потому что "евр-еи, как мухи и крысы: чем больше вы их уничтожаете, тем больше они плодятся. Не существует никакого средства, кроме тотального уничтожения. Евр-ейская раса родилась как враг человечества и всего человеческого. И особенно враг всего немецкого. И до того пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может спать спокойно"
Эта идея была, как Вагнер сам говорит, "лейтмотивом моей жизни". Посмотрим, совпадают ли его слова, его ненависть к евр-еям с той музыкой, которую он пишет. Может быть, действительно это только слова, а музыка прекрасна? Вагнер на самом деле не является архитектором новой оперы. В жанре оперы он пользовался новыми приемами, украденными, в частности, у Листа. Не будем переоценивать значение Вагнера в музыке. Он привел жанр оперы в тупик, и поэтому не имел последователей. Было, правда, несколько неудачных имитаторов, эпигонов, но, если мы говорим о музыке конца XIX и XX столетий, ни один композитор практически не пошел за Вагнером. Его открытия были сделаны на бесплодной почве. Принцип речитативного развития музыкальной ткани не нашел никаких последователей, потому что был мертв, потому что у Вагнера он был связан со словом, и слово было носителем идеи, а идея была сама по себе античеловеческая. В этом - существо творческого банкротства Вагнера."Наглая ложь. А как же Карл Орф, или Джузеппе Верди? Не говоря уже о наших Скрябине, Прокофьеве и Стравинском. У Вагнера было множество последователей, включая современных композиторов, пишущих музыку к голливудским фильмам: Джон Уильямс, Дэнни Эльфман, Эллиот Голденталь, Говард Шор. Не говоря уже о множестве групп, исполняющих эпический и симфонический хэви-металл. Если перечислить всех последователей "музыки эпического жанра", то будет сотни имён. Зачем же так врать? Ну что же? Давайте разбираться! Что же за книга Вагнера такая? Что за "решение евр-ейского вопроса"? Что за письмо в Баварскому парламенту?
Идём на сайт Евр-ейской энциклопедии. Если уж такие книги и письма Вагнера существуют, то там об этом не умолчат.)
Что мы видим? Внятные цитаты есть только из статьи Вагнера "Евр-ейство в музыке", которая на сегодняшний день, смею утверждать, и является ЕДИНСТВЕННЫМ документом, по которому можно судить об истинном отношении Вагнера к евр-еям.
Дальше в евр-ейской энциклопедии
http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10813&query=%C2%C0%C3%CD%C5%D0 мы видим любопытный абзац:
"...В более поздних работах («Познай самого себя», «Героизм и христианство» — обе — 1881 г., статьи в основанной Вагнером газете «Байрейтский листок») он неоднократно повторял мысль о господстве евр-еев в экономической и культурной жизни Германии. Он также первым выдвинул идею«окончательного решения» евр-ейского вопроса — Вагнер требовал «насильственного устранения» евреев из жизни Германии и Европы..."
А куда же девалась вагнеровская книга? И "окончательное решение евр-ейск-ого вопроса" становится уже просто "окончательным решением", а "уничтожение" заменяется на "насильственное устранение...". Правда, откуда взялись эти идеи "решения" и "устранения" Евр-ейская энциклопедия, только что такая щедрая на цитаты и ссылки, указывать отказывается и дальше просто уже без каких-либо намёков на ссылки выдаёт следующее:
"Вдова Вагнера, Козима, поддерживала все правые антисемитские движения, в том числе национал-социалистическое, на идеологию которого, как и на мировоззрение его лидера А. Гитлера, идеи Вагнера оказали большое влияние. Вагнер был по сути провозглашен пророком и национальным героем Третьего рейха."
Ни фига себе?!!! И такие обвинения разбросаны в различных вариациях по всему Интернету без всяких ссылок, как само собой разумеющееся! И не трудитесь, никаких первоисточников, доказывающих, что Вагнер предлагал уничтожать евреев физически и вообще был чуть-ли не идеологом Холокоста, вы НЕ НАЙДЁТЕ!
Message Вагнера: евреи Европы, осознайте своё истинное положение — ведь оно абсолютно безрадостно! Поймите это и перестаньте быть евреями — тогда для вас будут открыты все пути.
Message Гитлера: евреи Европы, вам конец! Готовьтесь к смерти! Никакая ассимиляция вас не спасёт — всё равно всех отыщем и уничтожим!Это не просто разные позиции. Это очень разные позиции. Более того: это позиции совершенно противоположные.
Вот тут в Викиреальности
http://www.wikireality.ru/wiki/%D0%A0%D0%B8%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%80_%E2%80%94_%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB-%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0есть любопытное наблюдение, как делали из Вагнера монстра в Википедии.
Риторические вопросыВ моем (немецком) клавире «Парсифаля» никакого «антисемитизма» я, как ни силился, обнаружить не смог.
Спрашивается, зачем так много вранья? Кому мешает великий композитор? Может быть кому-то не нравится ХРИСТИАНСКАЯ тема, так ярко выраженная в творчестве Вагнера?Вам же, дорогие блогоприятели, предлагаю почитать статью Вагнера в оригинале. Рискую правда. Ведь, если верить Википедии, эта статья в России запрещена как экстремистская.
Вот и решите сами:
"Недавно в “Новом музыкальном журнале” [“Neue Zeitschrift für Musik”. — Прим. С. Грозмани.] был поднят вопрос “о евр-ейск-ом художественном вкусе”; тотчас же по этому поводу возникли разногласия: защита и оспаривание еврейского художественного вкуса вызвали горячие споры. Мне же кажется, что в этом споре прежде всего следует иметь в виду одно принципиально важное обстоятельство, которое, к сожалению, до сего дня либо умалчивалось критикой, либо обсуждалось в пылу излишнего возбуждения. А между тем задача критики в данном случае была бы особенно благодарна, так как, не унижаясь до обсуждения ею же измышленного и не извращая тем своего существа, она должна была обращаться исключительно к области фактов несомненных и ясно заметных.............."Вот так, не моргнув глазом, из великого композитора в мгновение ока сделали чуть ли не "главного фашиста 19-го века". И сделали те, кого он просто не любил, чье вторжение в культуру своего народа считал опасным и разрушительным, за что и удостоился множества ярлыков и ложных обвинений.
Музыка Вагнера "вдохновляла на подвиги" лидеров Третьего рейха? И в чем здесь его вина? С тем же основанием и с той же логикой Вагнера можно обвинить в "инспирировании американской агрессии и жестокости во Вьетнаме", потому что под его "Полёт Валькирий" совершались "шоковые налеты" американский вертолетов на мирные селения во Вьетнаме. Но простите, а причем здесь сам Вагнер?
Прошу всех здравомыслящих людей помочь распространить этот пост, как противодействие лжи в адрес великого композитора! Как и Чайковский, этот великий композитор был нагло оболган. И ложь о нем продолжает нарастать как снежный ком.
P.S. Вагнер – великий композитор и литератор - либретто ведь он сам писал, т.е. кроме того он еще и великий художник слова.
И человеческую натуру он зрел в корень. Его "Кольцо Нибелунгов" – это и есть великая эпопея, направленная против оружия и орудия порабощения человека – золота. Уродливые карлики в опере – это намек на банкиров и ростовщиков.
А Ницше из ревности к славе Вагнера (более популистской) критиковал Вагнера. Композиторы не в ответе за своих больных поклонников. А что касается выступления Вагнера против засилия евр-еев в Германии, то с его стороны это был не антисемитизм,а патриотизм, и потому жалко и нелепо выглядят те, кто начал борьбу против Вагнера.