Этот приём знают всё и удивить им можно разве только малышню из детского садика, просто не каждому приходило в голову, что это такой художественный приём. Опишу его так: некий хороший человек бредёт по тёмному и мрачному лабиринту. Свисает паутина, страшные стены, покрытые плесенью, летучие мыши ну и прочие ужасы. Человек ожидает, что из-за ближайшего угла на него вот-вот выскочит монстр, бандит, вампир, скелет, мертвец, плохой инопланетянин, динозавр, взбесившийся робот или гигантский паук-людоед со светящимися глазами. Человек идёт и идёт. И весь напряжён, ну, и мы, зрители – тоже. Внезапно к нашему герою кто-то подходит сзади и кладёт руку на плечо. Мы холодеем от ужаса, но тут выясняется, что это его лучший друг, который его только что нашёл. Оба облегчённо вздыхают, смеются, понимают, что их страхи были напрасными. И вот тут-то, когда мы и наши герои расслабляются, и появляется настоящее чудовище. И намерения у него самые серьёзные. Эффект состоит в том, что мы расслабились и дали себя обмануть, а затем получили настоящий удар по нервам. В киноискусстве этот приём заезжен до безобразия и уже наводит тоску и зевоту. Да и чёрт с ним. Но дело-то в том, что этот же приём можно применять и в жизни. В быту. Или в политике. Если знаешь механизм происходящего, то это наполовину облегчает встречу с трудностями жизни. Знание законов антропологии – это как раз то самое. Ты встречаешь человека, определяешь по его внешности, что от него ничего хорошего ждать не приходится. Ты не можешь повлиять на его поступки, но ты, по крайней мере, будешь знать, чего от него ждать. Даже если он на первых порах ведёт себя как нормальный человек, ты будешь знать, что это всего лишь ловушка. Рано или поздно он себя проявит именно так, как ему положено.
|