Количество художественных образов в искусстве – конечно. Можно составить полный список всех возможных художественных образов и сказать: сюда больше нечего добавить. Такие списки уже давно составлены. Однажды я и сам составил такой список. Это была большая и очень трудная работа, но самое лучшее, что можно сделать – никому и никогда не показывать эти и другие подобные им списки. Например, полный перечень всех возможных сюжетов. Что я и делаю.
Тем не менее, о самом первом номере в этом списке я расскажу. Он первый – потому что самый главный.
Это образ воды. Ничего красивее и важнее этого образа в искусстве не существует.
Успех Айвазовского объясняется не только его гениальностью, но и тем, что именно он изображал с таким мастерством.
Лучшие произведения мировой литературы связаны с водою (с морем, рекою, озером).
Вспомним:
– сюжеты «Илиады» и «Одиссеи» развиваются на фоне моря,
– «Робинзон Крузо» – это море,
– «Остров сокровищ» – это море,
– «Моби Дик» – море…
Озёрные и речные сюжеты ни в чём не уступают по своей значимости морским. Вода есть вода, важнее воды нет ничего, и этим всё сказано.
Любой человек, если у него будет выбор, предпочтёт сфотографироваться на память на фоне моря или речной набережной, нежели на фоне кирпичной стены или скалы.
На этом образе очень легко паразитировать. Я помню какой-то американский фильм, в котором два идиота обсуждали, как им лучше ограбить банк. Обсуждение шло на фоне морского залива, хотя он и не имел никакого отношения к сюжету. И это не случайно: вода всегда украсит любой даже самый бездарный сюжет.