Сомнения насчёт того, один человек сочинил оба текста или два – это означает не понимать вообще ничего. Это же касается и предположения о том, что авторов у этих двух произведений было несколько или даже много. Говорят, что, мол, обе поэмы как-то уж очень по-разному излагают события, а это верный признак того, что автор был не один… А я вот что скажу. Так же точно можно усомниться и в том, что Христос был не один. Дескать, было двое прототипов, и один из них совершал такие-то поступки, описанные в библии, а другой – такие-то. Или прототипов было несколько, а всё рассказанное в библии про Христа можно разделить на несколько эпизодов и приписать их нескольким человекам. Конечно, это ерунда. Христос был один. Потому что масштаб поступков и мыслей у него настолько необычен, что невозможно себе представить, что в одно и то же время родилось бы на свет двое или несколько человек одного и того же масштаба. Христос настолько необычен, что даже и за все известные времена человеческой истории только он один и есть такой, а про второго такого мы ничего не знаем. То же самое касается и Гомера. Он такой один во всей человеческой истории. Никого даже отдалённо похожего на него наша планета на свет не рожала. «Илиада» и «Одиссея» сочинены одним и тем же гениальным человеком – просто в разные годы его жизни. Как его звали на самом деле – не столь важно. Скорее всего, Гомером и звали. Но, если имя у него и было другое, то для нас он Гомер, и это просто факт, что у автора этих двух произведений такое имя. Я даже и не сомневаюсь в том, что, кроме этих двух поэм, у него были и другие произведения, но они до нас не дошли, и чего об этом теперь толковать? Есть только два произведения, и это такой факт. Если будет когда-нибудь открыта машина времени и людям удастся посетить то время и то пространство, где и когда жил Гомер, ну, тогда другое дело – тогда можно будет ознакомиться со всем его творчеством полностью. Но пока такой машины не изобрели, надо исходить только из того, что есть. А есть только две поэмы.
Был ли он слепым от рождения? Ни в коем случае! Слепец не мог бы описать такие яркие краски, такие панорамы, такие портреты, какие описал Гомер – вне всякого сомнения, зрячий человек.
Был ли он нордическим человеком или переднеазиатом? Уже к описываемому Гомером времени было ясно, что нордические греки столкнулись с расою переднеазиатов, и уже в это самое время началось смешение обеих рас. Оба текста чётко указывают на то, что автор обеих поэм – нордический человек. Он воспевает именно нордическую расу, и это не мой домысел, а просто факт обоих текстов. Любой желающий может прочесть обе поэмы, поставив себе задачу рассмотреть их действие с точки зрения антропологии. И любой добросовестный исследователь увидит именно это: симпатии Гомера на стороне нордической расы, он восхищается именно ею и воспевает именно её.
Продолжу свои разрозненные мысли. Я думаю, что не следует без особой надобности говорить «Илиада» и «Одиссея». Это неверная постановка вопроса. Обе поэмы – это одно произведение в двух частях. Для такого явления существует хороший термин: ДИЛОГИЯ. Следует говорить: ДИЛОГИЯ ГОМЕРА. А слова «Илиада» и «Одиссея» нужно применять только в тех случаях, когда подвергается рассмотрению одна из двух частей дилогии. Обсуждаем первую часть – говорим «Илиада». Обсуждаем вторую часть – говорим «Одиссея». Обсуждаем оба произведения сразу – говорим Дилогия.
Есть мнение, что Дилогия Гомера – это древнейшее произведение европейской литературы. Есть также мнение, что Дилогия Гомера – древнейшее произведение греческой литературы. А также античной. Есть и такие мнения: Дилогия Гомера – это часть европейской литературы, – часть греческой литературы, – часть античной литературы. Эти все мнения верны лишь с точки зрения формальной и юридической. Да это всё так. Но, по большому счёту, все эти мнения ошибочны. Или так: поверхностны. Дилогия Гомера до такой степени ни на что не похожа, что её просто невозможно причислить ни к какому другому ряду произведений. Эпосы германский, славянский, кельтский, индийский – это всё бледные тени по сравнению с Дилогией Гомера. Это же касается и всех остальных эпосов всего остального человечества. Дилогия Гомера – это нечто совершенно особое и ни на что не похожее. Дилогия Гомера – это высшее проявление индоевропейского разума и индоевропейской души.
Дилогия не всем понятна, многим враждебна, и её поливают грязью, пытаясь очернить автора, отдельных персонажей и оба произведения в целом. Но это ничего не значит. Подавляющее большинство людей на нашей планете даже и не слыхало о её существовании. А из тех немногих, что слыхали, – подавляющее большинство никогда не захочет или не сможет прочесть её. И это тоже ничего не значит.
Всякий, кто прочёл Дилогию и понял её смысл, может гордиться этим и считать себя лучше, умнее и выше тех, кто не читал её – это абсолютно точно. Всякий, кто прочёл её и высказался о ней пренебрежительно или с осуждением – достоин презрения. И это тоже абсолютно точно.
Я сейчас выскажу мысль, которая навлечёт на меня недовольство моих читателей, непонимание или даже гнев. Да и пусть! Всю свою жизнь, все свои поступки я сверяю только с этою Дилогией. Жизнь окружающих людей, вся история человечества – мною воспринимаются только в связи с этою Дилогией. Выход на самое высшее, что только есть, выход во Вселенную для меня возможен только через эту Дилогию.
Поскольку мысли у меня разрозненные и я заранее предупредил об этом читателя, выскажу ещё одну мысль. Гомер и Иисус Христос не соперники друг другу. Нельзя сказать, что один из них выше, а другой ниже. Это просто совершенно разные существа из породы небожителей. Я даже не уверен, что они могли бы найти общий язык при встрече друг с другом. Каждый по-своему прекрасен. Лично я глубоко убеждён в том, что они оба нордического происхождения. Просто нордическая раса до такой степени прекрасна, что она просто не имеет аналогов по своим качествам и по последствиям свой деятельности. И чего же удивляться, что эта уникальная раса породила двух уникальных людей, которые после своей смерти стали небожителями?
|