ЭКСПЕДИЦИЯ ЛАТИНИСТА

Внимание! В Интернете существует несколько дневников, которые ведутся от моего имени, но не мною и вопреки моей воле. Настоящий Латинист – только здесь. Всё остальное – фальшивки!
Текущее время: 19 мар 2024, 10:11

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: МАЛЕНЬКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
СообщениеДобавлено: 28 дек 2009, 20:25 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4859
В России Гомера знают в переводе Гнедича и Жуковского. Гнедич перевёл «Илиаду», а Жуковский «Одиссею». С тех давних пор делались многие попытки превзойти эти два перевода, но пока что это никому не удалось. Гнедич и Жуковский – вне конкуренции.
Ничего подобного «Илиаде» и «Одиссее» не создавалось и никогда уже не будет создано на нашей планете. Лев Толстой, когда писал «Войну и мир», легкомысленно заявил, что хочет сравняться с Гомером или даже превзойти его. Разумеется, ему это не удалось. И никому не удастся.
Чем так поражает Гомер?
Он говорит о людях нордического расового типа без пренебрежения, с глубочайшим уважением к ним. Он говорит о них так, как уже потом после него об этом не скажет никто. В наше время, когда об этой расе либо не говорят вообще ничего, либо поливают её помоями, это особенно актуально. При этом Гомер нигде и никогда не ругает людей за принадлежность к другим расам.
И это и есть главный подвиг Гомера.
Тот, кто начнёт перечислять при этом блистательные художественные приёмы Гомера и скажет, что всё дело в них, тот или искренне заблуждается, или врёт. Величие Гомера только в этом, а всё остальное – потом.
Можно было бы привести такой пример: блондин Ахиллес выходит на бой с черноволосым Гектором. Поскольку Гектор анатолийского происхождения, то мы вправе предположить, что он переднеазиат. И что же Гомер? Он говорит об обоих совершенно одинаково. Восхищается мужеством и красотою обоих и не отдаёт предпочтения ни тому, ни другому. Ахиллес побеждает Гектора: он трижды пробегает вслед за ним вокруг Трои (а это, как потом подсчитали, 20 километров), убивает его и привязывает к своей колеснице за ноги. Тело волочится по земле вслед за колесницей и чёрные кудри убитого развеваются на ветру. Чувствуется, что Гомер осуждает Ахиллеса за излишнюю жестокость и жалеет Гектора. Но между строк чувствуется и другое: он всё-таки на стороне Ахиллеса!
Другой поразительный пример. Во время соревнований по бегу Афина помогает Одиссею выиграть. Одиссей прибегает первым, и главный приз достаётся ему. Доблестный Аякс на самом деле бежал лучше, но Афина сделала так, что он поскользнулся на навозе, оставшемся от недавно убитых жертвенных быков. Аякс падает лицом в навоз и когда встаёт, он весь измазан им с головы до ног. Выплёвывая изо рта и высмаркивая из носа бычий навоз, он с досадой говорит примерно так: «Вечно эта Афина помогает своему любимчику Одиссею!». Нам сейчас непонятно, но это на самом деле очень смешная и многозначительная сцена. Древние греки, слушая Гомера, смеялись в этом месте его рассказа. И это не тот примитивный юмор в духе Луи де Фюнеса или Пьера Ришара, когда кто-то брякнулся-шмякнулся, и это считается смешным, здесь совсем другое. Древним грекам было понятно: доблестный Аякс – это герой. А герой, даже если он случайно и вывалялся в дерьме, всё равно остаётся героем. Современные люди так не рассуждают. Современный спортсмен испытал бы совсем другие чувства, нежели нордический Аякс и высказался бы в этом случае совершенно иначе. Гомер рассказывает нам о людях с таким характером, каких сейчас уже нет.
Если кто-то решится прочесть Гомера, а раньше никогда этого не делал, то нужно иметь в виду следующее: сначала читается «Илиада» и только затем «Одиссея». «Илиада» читается намного труднее «Одиссеи», и это нужно иметь в виду. Язык Гнедича более торжественен и архаичен, чем язык Жуковского. Да и по содержанию «Илиада» труднее «Одиссеи».
Совершенно невозможно прочесть обе книги так, как читают обычную книгу: прочёл и отложил в сторону. Здесь всё не так.
Обе книги невозможно читать без предварительной подготовки. Если это сделать, то читателя ждут неудача и разочарование. Сначала следует прочесть о том, что это за времена были такие, какие тогда у греков были представления о мире, и только после этого можно приступать к чтению. Но и приступив к нему, надо будет постоянно заглядывать в комментарии и мифологический словарь, а для многих современных читателей это совершенно непривычный труд. Но и это не всё. После прочтения обеих книг к ним нужно будет рано или поздно вернуться снова – допустим, через год. Это второе прочтение будет намного легче, и впечатление от него будет намного сильнее. И оно будет правильнее, чем первое.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB