Начнём с числительного ТРИ. Эта статья у меня в словаре написана буквально кровью – до того трудный случай. Но я додумался (при подсказке умных людей на ЖЖ!) и доработал эту статью до победного конца. Дальше: ТРОЕ – это другая статья моего словаря. И это притом, что я в одну статью всегда сваливаю массу однокоренных слов. Например, слова КЛЮКА, КЛЮЧ, КЛЮКВА у меня в одной статье по причине того, что однокоренные. Но ТРОЕ – это другой случай. Особый. Смысл этого слова таков: ТРОЕ – это те три человека, которые делают что-либо так, словно бы это один человек. То есть выступают как единое целое, хотя их и три, а не один. Напомню, что слова ТРИ и ТРОЕ были созданы на Среднеиндоевропейском этапе. То есть 20-15 тысяч лет тому назад. Индоевропейцы тогда мыслили так же примитивно, как и нынешние вьетнамцы или китайцы, и язык их был прост до умопомрачения: только корни и ничего больше. Ни тебе чисел, ни тебе времён, ни склонений, ни спряжений, ни даже местоимений и числительных (слово ТРИ не являлось в те времена числительным). И теперь: ТРОИЦА. Это слово образовалось позже, на стыке двух эпох – Среднеиндоевропейской и Позднеиндоевропейской. И тут уже стали действовать другие законы, которых прежде не было и на описание которых я не хочу отвлекаться, потому что это увело бы нас в сторону и очень надолго. Я не выработал чёткого представления о том, что такое была ТРОИЦА в те времена и поэтому выдвигаю две версии, из которых правильна лишь одна, но какая именно – я не знаю. Время покажет. Итак: 1) Трое человек, действующих как единое целое и при этом молящихся. Если это так, то это могли быть только люди из касты жрецов. 2) Трое человек (или других существ, например, богов), воспринимаемые в качестве единого целого и являющиеся объектом поклонения со стороны молящихся. Это последнее значение похоже на современное, но из этого ни в коем случае не следует делать никаких далеко идущих выводов. (Хотя, сколько ни говори, всё равно сделают. Но тут уж я бессилен.)
|