РУССКИЙ ЦАРЬ Николая Второго ругают: не сделал того-то и того-то, на нём лежит ответственность за то-то и за то-то. А я даже и спорить не буду. Допустим, что все упрёки справедливы (я не думаю, что это так), но даже и тогда размер его личности перекрывает всё, что только можно себе представить. И никакие его личные ошибки или недостатки ничего не могут изменить… Я поясню на таком примере. Возьмём Гомера – единственный и неповторимый художник слова из всех, что только были на Земле. С ним никто не сможет встать вровень, а тем более превзойти его. Можно бороться лишь за честь занять после него второе место. И я скажу невероятную вещь: подвиг Гомера нужно уменьшить, как минимум, вдвое! И вторую половину его подвига присвоить древним грекам, которые так высоко оценили его, что долгое время до изобретения письменности передавали из уст в уста «Илиаду» и «Одиссею». А когда греки настолько поумнели, что уже и письменность изобрели, они это всё записали, и, таким образом, поэмы Гомера дошли до наших дней. В подавляющем большинстве случаев, если в недрах какого-то народа рождается нечто хотя бы отдалённо похожее на Гомера, то этот народ говорит ему: да и чёрт с тобою, кому ты нужен! Примеры у нас под боком: латыши и эстонцы: если у этих двух народов рождается на свет кото-то талантливый, необыкновенно умный или честный, то ничего, кроме проклятия и изгнания, его не ожидает от своих соотечественников. Это позор и трагедия латышей и эстонцев, но это их свойство такое, и ничего поделать нельзя. Вернусь к Николаю Второму. Важна не только его личность, но и то отношение, которое выработалось к нему у народа. В народном сознании существовал образ Великого Царя, и этот образ мог жить отдельно от личности конкретного человека. Он жил в головах у людей, он как бы невидимым облаком покрывал всю Русскую нацию. Соответствовал ли этому образу конкретный человек – Николай Александрович Романов – это вопрос третьестепенный. Царь – это, прежде всего, народное сознание, а уже потом сам человек. Если Николай Второй причислен к лику святых, то это нужно понимать так: в ранг святости возведено русское национальное сознание о том, каким должен быть русский царь, и лишь в меньшей степени это относится к личности самого царя. Я его считаю достойнейшим человеком, но, в любом случае, Русский народ – это более высокая категория, чем отдельная личность, пусть даже и царь.
Я вспоминаю своего отца. Он глубоко презирал Сталина, как, впрочем, и все остальные мои родственники. Но отец воевал в качестве офицера: брал Киев, брал Львов, был на страшном Дуклинском перевале, брал Варшаву, а в Берлин входил в числе первых. И он воевал, не держа перед собою образа Сталина или Ленина. Мой дед побоялся дать ему наставления о Николае Втором, и отец не имел о нём никаких особых мнений. Но он держал перед собою образ России и воевал за этот образ. А кроме того он всегда был верующим человеком, хотя ему и приходилось скрывать это. Решающим всегда является образ. Какому образу ты поклоняешься, вот то ты и делаешь в жизни. России сейчас нужен новый царь, а точнее император. Название может быть любым, но эта должность должна быть кем-то занята, и это должен быть достойный человек русской национальности (в высоком смысле этого слова) и европейского внешнего вида.
|