В подавляющем большинстве это люди очень несимпатичные – тупые, высокомерные, озлобленные. Знаю множество исключений из этого правила: мой собственный дед (отец отца) окончил гимназию с медалью и не имел никогда ни единой четвёрки. Моя собственная мать, окончила семь классов в детском доме и она тоже училась без единой четвёрки! Потом так же точно она окончила техникум, а потом так же точно и институт. В классе, в котором я когда учился, было несколько золотых медалистов. И почти все – потрясающие личности! Один из них стал крупным изобретателем и бизнесменом, другой генерал-полковником, третий профессором, а четвёртая – Танечка – стала известным врачом и доктором наук. Когда у меня умирала сначала мать, а спустя недолгое время – жена, я всё время звонил к этой своей однокласснице, и она выдавала мне ценные медицинские советы. Был в нашем классе и пятый золотой медалист, получивший золотую медаль только потому, что папа у него был директором завода «Ростсельмаш». Вот он как раз получил медаль зря. Были в нашем классе ещё и другие золотые медалисты – шестой и седьмой, а также несколько серебряных медалистов, но их я затрудняюсь охарактеризовать. Класс, в котором я учился, это явление редкое, а в большинстве своём, когда я сталкиваюсь с людьми, окончившими когда-то школу с золотою медалью – 10 лет назад, 20, 30, 40 или 50, не имеет значения, – я вижу перед собою людей амбициозных и туповатых. И таких примеров – намного больше. Когда я был учителем, я никогда не вступал в конфликты с теми, кого выдвигали на золотую медаль. Я рассуждал так: «Да пропади ты пропадом! Оно мне надо нервы себе мотать из-за твоей медали. Подавись ты своею медалью, только отстань от меня!» Хотя конфликты всё-таки были, и избежать их было очень трудно. Помню, работал я в одной очень элитарной и очень платной школе, а там в одиннадцатом классе был такой гениальный мальчик Илья. Сразу предупреждаю: не еврей! Белобрысый и голубоглазый. Но – придурок. Однажды я на уроке литературы в этом классе сказал так: – А сейчас к доске выходит самый умный, самый прекрасный и самый гениальный ученик этого класса! А фамилии или имени не назвал, а сам при этом смотрел куда-то в окно. И этот мальчик вышел к доске. Я смерил его насмешливым взглядом с ног до головы и спросил: – А ты разве самый умный, самый прекрасный и самый гениальный ученик этого класса? Он даже и не понял юмора, и совершенно серьёзно и спокойно ответил мне: – Да, конечно. Тогда я сказал: – Ну, тогда отвечай по такой-то заданной теме: Он ответил мне как всегда очень плохо, и я сказал: – Ответ был на два балла, но я тебе ставлю пять. Садись на место. И я так делал всегда и со всеми. Пять, пять и только пять! Себе дороже будет, если поставить такому идиоту четыре, а тем более – три или два. Эти пятёрки и эти медали ничего не решают и ничего не стоят. Я видел прекрасных учеников, которым умышленно, чтобы отомстить за что-то, не давали золотых медалей, и они совершенно спокойно выдерживали этот удар. И это был показатель их нравственной ценности. Тот молодой учитель погиб зря. Не стоило из-за такого вонючего дерьма, как будущая золотая медаль очередного ничтожества жертвовать жизнью.
|