Недавно попалась в руки книга, написанная когда-то мною самим. Это биография некоего значительного человека, которую он мне заказывал написать. А если быть точным: то автобиография. Считается, что это он её написал, на обложке стоит его имя, а я нигде не упоминаюсь, как будто меня и не было. Книга написана со слов заказчика, а слова он надиктовывал мне на диктофон, ну и я потом составлял весь текст, распределяя его по главам и добавляя туда какие-то свои мысли. Я ни в коем случае ни на что не претендую, это у меня такая работа, я её делаю постоянно, и она для меня привычна. Но вот что меня поразило в этой книге, когда я стал читать её: весь текст изгажен – где только возможно. Введены глупейшие словечки, которых я никогда не употребляю, очень много иностранных слов – а это совершенно на меня не похоже. Наконец, я заметил массу бессвязных предложений – это, когда читаешь-читаешь и нельзя вообще понять, о чём идёт речь… Мне не жалко, пусть. Я деньги получил, а дальше делай с этою книгою всё, что душе угодно – печатай, бросай в печку, переделывай, получай за неё нобелевскую премию по литературе. Меня это совершенно не касается. Этот предмет мне не принадлежит, потому что у меня его купили, и я добровольно расстался с ним. Но у меня всё-таки вопрос: зачем это делалось? Я имею в виду существенное ухудшение текста. Работая с такими людьми постоянно, я не думаю, не предполагаю, а точно знаю: это такая форма мести. Я с таким явлением сталкивался и раньше. Очень редко, кого из заказчиков моя работа не бьёт по самолюбию (хотя такие случаи и были). Обычно заказчик рассуждает примерно так: – Я очень богат, а стало быть, и очень умён. Я живу во дворце, а он в простой квартире; у меня охрана, прислуга, машины, а он – никто и ничто. Но из-за того, что я не умею выражать свои мысли связно, я вынужден нанимать на работу этого голодранца. И, разумеется, он дурак, а я умный. А в тексте ничего такого уж особенного нет, я и сам могу тут кое-что подправить, потому что, слава богу, уж чем-чем, а умом-то я не обижен в отличие от него!.. И вот заказчик подправляет текст, чтобы доказать самому себе, что и он чего-то стоит, и получается невообразимая тупость, которую читать уже совсем невозможно. Да и пусть – ему же хуже!
|