Пытаюсь постичь своим слабым умом феномен массового безумия. Вот, допустим, Украина обезумела, Западная Европа обезумела, да и Северная Америка – тоже. Что происходит и почему? Все рассуждалки политического или экономического характера на эту тему – считаю бессмысленным сотрясением воздуха. Ибо всё – совсем не так. А как? Как ни крути, ни верти, а объяснение может быть только одно из двух: 1) Генетика, генетическая запрограммированность. 2) Воздействие со стороны – от злых инопланетян или от таких же злых землян. Допускаю смешение этих двух пунктов в каких-то пропорциях, но это и всё. На третий пункт у меня не хватает фантазии. Или – или. У Гофмана по этому поводу есть два сюжета: роман «Эликсир дьявола» и сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». В романе было так: имеющий определённые задатки молодой монах вкушает дьявольского эликсира. В него вселяется страшная сила, и он начинает совершать безумные преступления, которые ему сходят с рук. Но потом действие эликсира проходит, он кается и затем в покаянии умирает. Не представляю, чтобы Западная Европа или Северная Америка могли бы в чём-то покаяться, но то, что покаяние возможно на Украине, допускаю. Перед смертью, разумеется. Ибо после покаяния Украина должна будет самораспуститься как явление позорное и не имеющее будущего. Но есть ещё сказка «Кроша Цахес». Там другая модель событий: добрая фея пожалела уродца и наслала на всех затмение ума: его все стали принимать за гения и героя. В государстве происходит массовый психоз, и все просто обезумели от восторгов по поводу мерзкого уродца. И лишь несколько человек в государстве неподвластны чарам той феи и всё понимают. Они узнают, как снять чары с карлика, успешно делают это, и все прозревают в массовом порядке. Сюжет похож на массовые восторги по поводу Гитлера, Ленина, Сталина и других злодеев. Гофман, конечно, описал всё не просто здорово, а гениально: остроумно и с фантазией. Но он ничего не объяснил: почему на некоторых людей чары волшебницы не подействовали, и они продолжали видеть всю правду? И опять получается: или генетика, или воздействие со стороны. И третьего не дано. Монах Медард в романе стал злодеем не потому, что вкусил дьявольского зелья, а ещё и потому, что имел задатки для этого. У него была адская наследственность, и об этом совершенно чётко сказано в романе. То есть: было воздействие со стороны, но была и генетика. Ну и то же самое в сказке: студент Ансельм не поддался воздействию феи, потому что изначально был умён и обладал всяческими достоинствами, о чём тоже чётко прописано в сказке. Короче говоря, Гофман ничего не объяснил. Во всех его произведениях предсказано будущее (например, столкновение белых с неграми), и все события и явления двадцатого века там нашли такое отражение, какого не было ни у какого другого писателя. Но он не сказал нам, что делать со всем этим. Он слишком рано умер: 1776-1822, а писателем был всего лишь последних 10 лет своей жизни. Я думаю, что проживи он дольше, он бы что-то объяснил. Но – не успел. По виду он был динарец – высокий, с длинными ногами, с торчащим вперёд носом и с треугольным лицом. Мне всегда казалось, что он был брюнетом с карими глазами, как и подобает динарцу. Но когда-то очень давно я видел его портрет, и там были голубые глаза и русые волосы. Не знаю, что и думать. Возможно, у него был нордическо-динарский расовый тип. Немцы его всегда не любили и не понимали. Глупый и высокомерный Гёте отозвался о нём просто по-хамски. По-настоящему оценили Гофмана только русские и никто больше. По большому счёту, это великий русский писатель, ибо он оказал сильнейшее воздействие на всех русских писателей 19-го века – начиная с Пушкина. Вывод нужно сделать такой: есть и генетика, и воздействие со стороны. Генетика – вещь непреодолимая, а воздействие со стороны поражает не всех, а только недостойных. Достойные выдерживают его и не теряют разума.
|