О самых главных тайнах Человечества лучше всего рассказывали два писателя: Гомер и Гофман.
Первый из них – для меня на первом месте, второй – на втором. На третьем – все остальные гении мировой литературы. Почти все, Шекспира я туда не включаю, некоторых других – тоже.
Гомер говорил о великом так, как никто и никогда не говорил и уже не скажет за всю историю Человечества. От Гомера – дух перехватывает, мурашки по телу пробегают. У него было и чувство юмора, но оно специфическое и современному читателю, как правило, непонятно.
Гофман же понимал и видел всё то же самое, что и Гомер. В этом величие Гофмана. Никто на такую колоссальную высоту не поднимался, кроме него. Но, в отличие от Гомера, он смеялся над всем. Чувство юмора у него, как правило, мрачное, но иногда бывает и весёлое, и беззаботное. Иногда он мне кажется этаким интеллектуальным хулиганом, и эта его несерьёзность восхищает меня в нём. Кстати, Гофман был убеждённым расистом.
Я расскажу сегодня о его сказке «Щелкунчик и мышиный король». Очень коротко и так, как я её понимаю.
Живут на свете хорошие мальчик и девочка, брат и сестра. Им очень хорошо и уютно, и они думают, что так оно и будет всегда. А секрет в том, что так – не будет!
Внезапно для себя они сталкиваются с таинственными и непостижимыми существами – мышами. Мыши эти не простые, а особые. Они бывают в нашем мире, но иногда уходят в параллельный мир, куда земные люди доступа не имеют. Они запросто бывают то в параллельном мире, то в нашем, но это своё волшебное свойство используют примитивно и злобно. Во вред людям.
С волшебными мышами вступает в конфликт куколка, щёлкающая орехи, – это Щелкунчик (Нускнакер). Он поднимает на бой других куколок, и они героически воюют с Силами Зла. С мужеством, достойным спартанцев (так написано у Гофмана), они сражаются на смерть и героически погибают в этой битве.
Силы Добра всё-таки побеждают – это ведь сказка. Но задуматься всё равно нужно.
В сказке есть некий персонаж, очень похожий на самого Гофмана, – господин Дроссельмейер. Он смотрит на происходящее, что-то своё понимает, но нам, к сожалению, не говорит. Гофман так и ушёл из жизни, не открыв нам многих своих тайн.
Все русские писатели 19-го века были под сильнейшим впечатлением от Гофмана. Лучше всего его поняли Лермонтов, Гоголь и Достоевский. Пушкин не понял, хотя и брал у Гофмана многие свои сюжеты.
В двадцатом веке тему стычки с выходцами из параллельных миров подняли братья Стругацкие. Если в русской литературе и были когда-нибудь носители абсолютного зла, идеальные монстры, то это они и есть. Других я не знаю. Их мысль такова: зло придёт к вам из параллельного мира, трепещите! Вы ничего не сможете с ним сделать, и мы – на его стороне! И мы прославляем его! «Жук в муравейнике», «Трудно быть богом», «Пикник на обочине» и прочее – это всё написано от имени и по поручению Мирового Зла.
Величие Гофмана в том, что он говорил:
– Зло может быть смешным и жалким, даже, если оно приходит к нам из параллельного мира. Не бойтесь его!