Недавно умер писатель Борис Львович Васильев (1924-2013). Что поразительно: я его никогда в жизни не читал. Пытался, но не получалось. Много лет тому назад один мой знакомый говорил мне про него: – Это великий писатель. Загадочная и таинственная личность, значения которой мы по-настоящему понять не в состоянии. Я никогда не пропускаю ни единой его публикации… Я тогда ещё подумал: «Как же так? А я вот не знал о существовании Васильева и как-то всегда казался самому себе начитанным человеком… Должно быть, я что-то в этой жизни пропустил…» С другой стороны, у того моего приятеля дома стояло на видном месте собрание сочинений Ленина. Он хвалился мне, что пять раз прочитывал его всё – от корки до корки, не говоря уже о постоянном и ежедневном чтении различных его текстов. Я тогда подумал так: «Человек, у которого такой вкус, не заслуживает доверия…» И надолго забыл про Васильева. И тут, спустя очень много лет после того разговора, он умирает. И я читаю, как знаменитый полковник Баранец хвалит его в специальной статье. Читаю-читаю, а сам думаю: «Да, я, наверное, что-то пропустил в этой жизни – жил-жил, а Васильева не читал!» Но с другой стороны: полковник Баранец – это ведь тот самый человек, который заклеймил позором Солженицына. Человек написал «200 лет вместе», а он заклеймил его позором! Чего стоит мнение этого полковника, если у него такой моральный облик и такие умственные способности? И я перестал думать о Васильеве… Но тут опять и опять: то одна статья, то другая. Да что ж такое, думаю. Я, видимо, должен признать, что мои познания о литературе весьма ограниченны, если я не читал Васильева. Столько лет прожил на свете и ничего не прочёл – срамота-то какая! Тогда я стал смотреть подробнее, что и когда он писал. Первое, от чего я оторопел: фильм «Офицеры» – это его подвиг. Я помню свою реакцию на этот фильм. Я был тогда ещё совсем молодым, но тогда же понял: это безоговорочно плохо! У меня офицерами были отец и дед, и совсем не то и не так они мне рассказывали… Одна только сатанинская песня из этого фильма чего стоит. Стал думать дальше. При всех годах советской власти он умудрялся печататься. Это каким же образом талантливый человек мог бесконечно печататься и печататься при этой власти? А ещё ведь он и экранизировался! Видел я его фильм «А зори здесь тихие». До конца ни разу не смог его просмотреть – скучно было, но в несколько заходов составил впечатление о нём. Ощущение – мутноватое. С одной стороны, эксплуатируется героический образ девушки-воина, да ещё и на фоне воды, с другой стороны… Нет уж, я промолчу. Кто не понял, пусть смотрит фильм заново. А я тогда ещё заметил это нечистое место в сюжете и решил, что это непростительно. Русский писатель не имел никакого морального права создавать такой образ! Но я тогда же решил, что он просто недоумок. Леонид Леонов создал роман «Русский лес», а там – образ Русского Леса и образ русского профессора Вихрова, у которого была немецкая примесь. Это – да! И там же образ Грацианского, который с трибуны заклинал во имя всего самого святого – вырубить Русский Лес! Это я понимаю, и это русский писатель, который умудрился в условиях советской власти высказаться ТАК. А здесь что? Здесь высказывается прямо противоположная мысль! И вот сейчас, после смерти Васильева, я ещё и ещё раз всматриваюсь и вчитываюсь в созданное им. Русский-то не имел права создавать такой образ, а не русский? И тут только я с изумлением выяснил, что он как раз и есть не русский. Даром, что фамилию русскую себе присвоил! А я и не знал – вот те на! Оказывается, в своём творчестве он создавал целую галерею таких душещипательных образов, и даже соответствующая энциклопедия отметила эти его специфические заслуги. Ах ты, мразь! Да чтоб тебе гореть на том свете в вечном огне за это!
То-то ж я и удивлялся: и чего это я его не мог читать?
|