У Достоевского есть одно совершенно невероятное произведение: повесть «Село Степанчиково и его обитатели». В 50-е годы по этому произведению был снят фильм с участием знаменитого тогда артиста Грибова (в «Полосатом рейсе» он играет капитана). Фильм «Село Степанчиково» я считаю одним из лучших произведений советского киноискусства, но доказать не могу – никто и никогда этого фильма больше не увидит. Я не думаю, что это случайно. Если что-то хорошее бесследно исчезает, то это означает, что это кому-то очень нужно. Коротко расскажу сюжет повести. Некое село, где живёт выжившая из ума помещица. При ней обосновался в качестве приживалки некий Фома Фомич Опискин. Типичный лжепророк. Всех поучает, изрекает всякую чушь, а втихомолку живёт себе припеваючи за чужой счёт. Помещица считает его святым и чуть ли не молится на него. Оно бы и ладно, но она и других заставляет делать то же самое: вот он святой праведник, слушайте только его, а если кто-то не слушает, то будь он проклят! Хитрый святоша начинает понемногу входить во вкус и злоупотребляет своим положением: он уже просто свирепствует. И тогда находится Некий Персонаж, который хватает его, поднимает на руках и вышвыривает в огромное французское окно. И говорит: катись ко всем чертям! Фома Фомич уходит скитаться по свету. Бедный, гонимый, пострадавший за правду и собственную святость… Старая помещица безутешна: выгнали святого, а как теперь без него жить? Но потом его возвращают. Фома Фомич всех прощает и говорит: – Вылетая из окошка, я думал: вот она благодарность за всё то хорошее, что я вам всем сделал! Все плачут и рыдают от умиления. Фома Фомич устраняет некоторые свои старые перегибы и благословляет тех жениха и невесту, которым он до этого не разрешал сочетаться законным браком. Все в восторге от его милосердия. Между прочим, в повести есть два персонажа – один с нордическим мышлением – бывший офицер, который решительно вышвырнул Опискина в окно, а другой с восточнобалтийским – хулиган Коровкин, появления которого помещица ужасно боялась, но они не сработали в полную меру. Победа осталась за Опискиным – человеком, хотя и русским (там все русские – таково первоначальное условие произведения), но с мышлением типичного переднеазиата.
Я всегда думал, что это произведение предсказывало появление наших вождей. В частности вождей гуманитарных – всяких там деятелей культуры и властителей умов. Брехливые и хитрые сволочи, которые дорвались до власти и сосут кровь из народа. Но вот теперь глянул на это же произведение с точки зрения антропологии и изумился: мне никогда не приходило в голову такое сравнение, но оно само напрашивается. Есть Россия, а есть отдельные народы, которые всегда паразитировали на ней и при этом ещё и поучали её, как надо жить. Ну, допустим, грузинский народ – образец человеческой неблагодарности и абсолютной безнравственности (не случайно бóльшая часть наших воров в законе – грузины, а не чеченцы или, допустим, русские). Когда в старые времена Грузия была на грани полного исчезновения, Россия её спасла. При советской власти Грузия процветала так, как никакая другая республика. При этом грузины глубоко презирали Россию и русский народ. Бóльшим высокомерием чем, грузины, наверное, не обладал никто – даже и евреи. Презирая и проклиная Россию, этот неблагодарный народ обрёл наконец независимость. И тут-то выяснилось, что жить самостоятельно они не умеют. Им нужно непременно паразитировать на ком-то (это общая черта всех переднеазиатских народов – стремление к паразитированию). И вот они потянулись назад в Россию, а мы их принимаем… Они нам песенки поют, скульптуры лепят, в московской школе 223 завели совершенно безумные порядки и издеваются над русскими детьми… Можно привести и другие примеры с другими народами, но всё получается по Достоевскому. Как в «Селе Степанчикове».
|