Пусть простят меня мои читатели, но я сейчас буду заниматься глупейшим и недостойным делом. Я сейчас поразмыслю не о том, какие произведения создал этот писатель и какой вклад он внёс в мировую Культуру, а о том, почему его не любят. Так вот… Почему его не любят коммунисты – это мне очень хорошо понятно. Почему его не любят еврейские националисты и иудейские религиозные фанатики – мне тоже очень даже понятно. Почему его не хотят читать тупые и необразованные люди – понятно. Но почему его осуждают некоторые вполне культурные, вполне русские и мыслящие люди – вот это для меня тайна. Попытаюсь разобраться, но буду делать это с позиций человека, который любит Солженицына. Я могу взять весь список великих русских писателей и так отругать каждого в отдельности, что создастся впечатление, что я просто пылаю ненавистью и презрением к ним ко всем. Любого мне дайте великого русского писателя, кроме Лермонтова (которого я причисляю к лику святых и непогрешимых), и я любого просто по стенке размажу. А потом скажу: – И, несмотря на это, он велик, и я его очень люблю. У всех есть недостатки, у всех были ошибки, но мы ценим великого писателя за тот подвиг, который он совершил, а все ошибки отметаем и прощаем – так я считаю. И вот думаю: а можно ли ругать, допустим, Гомера? Были ли у него в его творчестве какие-то недостатки? Не знаю, что и сказать. По-моему, не было. Гомер это небожитель. Единственный в своём роде. Первый и последний. Но, допустим, я всё-таки отыщу в нём какие-то слабинки и ошибки и начну ругать его. Но тогда закономерен вопрос: если Гомер плох или несовершенен, то, может быть, у нас имеется в распоряжении какой-нибудь другой Гомер – запасной? Нет. Второго Гомера у нас нет. Даже отдалённо похожего не было и не будет. И отсюда – вывод: если кому-то что-то не нравится в Гомере, то имейте в виду, что на нашей планете он один, и лучшего варианта нам человеческая история не предоставила. Кому не нравится Гомер, летите в Бездны Вселенной и где-нибудь в другой галактике ищите что-нибудь получше. Там, может быть, и найдёте. Но у нас Гомер – вне конкурса. Его не с кем сравнивать! Вот то же самое и Солженицын. Только Гомер – единственный на фоне всей Истории Человечества, а Солженицын – личность более скромная. Он единственный и неповторимый на фоне 20-го века. Некого рядом с ним поставить. Ни в России, ни за её пределами. Один как перст! И нечего его ругать! Если он плох, то кто лучше? А нет таких. Может быть, 21-й век преподнесёт нам какие-то новые сюрпризы, но в 20-м веке – он один такой. Мне говорят: часть его романов нечитаема. Мол, «Красное колесо» никому не нужно. Я не уверен в том, что это так. Но допустим, что так. Но и тогда: чёрт с ним с «Красным колесом»! Писателя нужно судить по его лучшим произведениям. Самое обычное дело, когда писатель создаёт одно-единственное гениальное произведение и у него больше ничего не получается хорошего, или он после этого умирает. Но и этого достаточно. Одного гениального произведения достаточно, чтобы считаться великим писателем. Всё остальное можно выбросить в мусор, если есть хотя бы одна удача. Примеров таких – масса. Даже не буду утруждать себя их перечислением. То же самое и с Солженицыным. Только с тою разницею, что у него великих произведений не одно, а несколько. Один-два романа, несколько рассказов. И допустим, что это и всё. И спасибо ему только за одно это. Но, кроме художественного творчества, у него есть ещё и публицистика. И он блеснул ещё и там! За художественное творчество его ругают, как правило, не слишком сильно. Больше всего ему достаётся именно за публицистику и какие-то другие близкие к ней жанры. «Архипелаг ГУЛАГ» – это не художественное произведение. Его нужно рассматривать совершенно отдельно. Это какая-то особая форма художественно-исторического творчества. И что же? Что плохого в этой книге? Описать потрясающие по своему драматизму события в Новочеркасске – это что, преступление, разве? А по-моему, выдающийся подвиг. Преступление было расстреливать мирную демонстрацию в бывшей столице Донского Казачества. И каким нужно быть извращенцем, чтобы осудить Солженицына за это! Говорят так: в книге «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицын опозорил нашу страну в глазах всего мира. Какого мира? Весь окружающий Россию мир – сплошь состоит из одних врагов. Нас все ненавидят не за Солженицына, а за то, что мы не такие, как все и за то, что мы занимаем слишком много территории. Нам все желают гибели – Америка, Израиль, Китай, Индия, Япония, Албания, Хорватия, Англия, Франция… Мы должны понимать: Россия – это нечто уникальное и неповторимое. Наша культура, наш язык, наш менталитет не имеют аналогов в истории человечества. Оглядка на мнение других народов никогда ни к чему хорошему Россию не приводила. Говорят ещё так: он ругал коммунистическую власть, а получилось так, что он ругал Россию и русских людей. А кто сказал, что их нельзя ругать? Солженицын с потрясающим драматизмом описал нам путь еврейского народа по русской земле. Понимаю, что далеко не у каждого еврея хватит мужества прочесть и понять то, что написал о его народе Солженицын. Такого до него ещё никто и никогда не писал. Но почему евреев ругать можно, а русских нельзя? Если у нас в стране происходили такие невиданные в истории Человечества безобразия, то зачем же валить всё на евреев, на латышей. Почему бы не рассказать теперь и о русских и о тех преступлениях, которые они совершили по отношению к себе самим? Между прочим, Солженицын говорил о евреях без ненависти. Он просто указал нам на тот ужас, на те безобразия, которые они у нас сотворили. Но ведь и русских он тоже ругал совсем без ненависти, а так даже и с любовью. Нельзя говорить собственному народу одни только комплименты. Поругать собственный народ – можно и нужно. Но только при одном условии: ругая, его не нужно втаптывать в грязь и ему нужно указать какой-то выход из положения. Некоторые рассуждают так: вот был такой писатель Варлам Шаламов. Не один Солженицын такой умный, вот и этот человек тоже знал по собственному опыту, что такое сталинизм, что такое лагеря! И ведь как этот человек всё подробно описывал! Солженицыну далеко до него. А вот и нет. Шаламов – это не просто тягчайший преступник. Это какой-то сатанист. Человек писал так: было страшно-страшно-страшно. Люди плохи-плохи-плохи. А надежд на спасение или на выздоровление у нас – нету-нету-нету. И мы все сдохнем-сдохнем-сдохнем. Варлам Шаламов нас просто сознательно загоняет в гроб. Он гипнотизирует нас своими ужасами. Кому нужна такая правда, если за нею не видно никакого выхода к свету из непроглядной тьмы? Так вот, у Солженицына виден свет в конце тоннеля, он предлагает пути спасения, он мечтает о прекрасном будущем. И в этом его принципиальное отличие от безумца Шаламова. Солженицына упрекают в том, что он не пошёл в политику. Да не обязан художник слова идти в политику! Правильно сделал, что не въехал на белом коне в Думу или ещё в какой-нибудь притон. Сидел себе в башне из слоновой кости и молчал. А что ему ещё оставалось делать? Он художник, а не политик. Это не его призвание становиться президентом, полководцем или олигархом. А теперь давайте проведём такое маленькое исследование: Кто из великих русских писателей отметил особое значение чеченцев в нашей истории? Давайте вспомним, кто о них говорил: – Лермонтов, – Достоевский, – Лев Толстой, – Солженицын. И это всё. Остальные не заметили, не узнали, не догадались, не предвидели. Кто из великих русских писателей осмелился гневно и справедливо осудить евреев за то, что они натворили в нашей стране? Давайте перечислим: – Гоголь, – Достоевский, – Куприн, – Солженицын. Кто из великих русских писателей всерьёз задумывался о политических экспериментах, которые проводились в России? Кто говорил о революции и её страшных последствиях? Давайте перечислим: – Пушкин, – Лермонтов, – Достоевский, – Солженицын. Кто пронзительнее всех говорил о необходимости веры и о невозможности атеизма? Перечислим: – Гоголь, – Достоевский, – Булгаков, – Солженицын. Кто более всего понимал маленького человека и испытывал к нему сочувствие? – Гоголь, – Достоевский, – Тургенев, – Солженицын. Кто прозорливее всех описывал бесовщину, которая кроется в недрах человеческой души и готова вырваться наружу? Перечисляю: – Лермонтов, – Достоевский, – Булгаков, – Солженицын. Можно ещё много других сравнений провести, но, я думаю, хватит и этого. Недавно читаю статью какого-то полковника (отставного, что ли?) с таким примерно броским названием (за точность не ручаюсь): «Почему я презираю Солженицына?». Почитал: тупость и хамство. И я подумал: да кто ты такой, чтобы рассуждать о Солженицыне? Пылинка на его кончике мизинца стоит больше, чем ты весь вместе взятый. А почему ты презираешь Солженицына – это мне интересно так же точно, как то, почему ты вчера сходил в туалет. Не надо выносить своё дерьмо на всеобщее обсуждение и выдавать его за какую-то сенсацию. Стыдно это! Читая такое, так и хочется сказать: да пошёл ты!.. Но я матом не ругаюсь, это не в моих правилах.
Подводя итоги, ещё раз скажу, кто может ненавидеть Солженицына: – коммунисты, сталинисты и ленинисты; – евреи за книгу «200 лет вместе»; – люди недалёкие, примитивные и безграмотные; – люди ущемлённые и неблагодарные. Солженицын всю свою жизнь посвятил России. Он болел за неё, он предлагал пути спасения, он мечтал о её светлом будущем. И ничего, кроме уважения, он не заслуживает. Ну, и любви, конечно. Лично я его люблю – и как незаурядного человека, и как писателя. И другим советую.
|