ЭКСПЕДИЦИЯ ЛАТИНИСТА

Внимание! В Интернете существует несколько дневников, которые ведутся от моего имени, но не мною и вопреки моей воле. Настоящий Латинист – только здесь. Всё остальное – фальшивки!
Текущее время: 29 мар 2024, 16:17

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: МИХАИЛ БУЛГАКОВ И ПРОЧИЕ...
СообщениеДобавлено: 12 янв 2010, 17:00 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4856
О Михаиле Булгакове многие говорят с упоением и со знанием дела лишь потому, что так модно. Между тем, мода распространяется не на всего Булгакова, а лишь на те его произведения, которые принято считать модными: «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»… Обыватель, над которым так сильно издевался Булгаков, высказался по поводу этого писателя примерно в таком духе:
– Велено считать Булгакова великим – будем считать (нам ведь не впервой делать то, что велено), а прикажут развенчать – развенчаем. И главное: вы нам список представьте, что там у него великое, а что там у него – так просто. Без списка и без инструкций мы ведь не можем.

У Булгакова есть фантастическая повесть «Дьяволиада». По-моему, она далеко не всем понятна, о ней очень мало говорят, а поэтому и мало кто знает о её существовании. Я же думаю, что эта вещь – одна из нескольких самых гениальных у Булгакова. А может, даже и самая-пресамая, и всё остальное, что он написал, стоит ниже.
Там некий маленький человек по фамилии Коротков попадает в водоворот необыкновенных событий, и всё сводится к тому, что они, эти события, специально подставлены ему кем-то со стороны. Он думает, по простоте душевной, что всё происходит по законам общества, по законам логики или разума. А на самом деле – всё не так. Всё специально подстроено и только для того, чтобы досадить ему.
Читаю, что пишут про эту повесть умные люди:

В «Дьяволиаде» раскрывается проблема «маленького человека», ставшего жертвой советской бюрократической машины, которая в больном воображении главного героя, делопроизводителя Короткова, ассоциируется с дьявольской силой (хотя он никогда не думает этого «напрямую»).

Ну, да! Понятное дело, что такого не бывает, и Булгаков изобразил дурака и психа. Но тогда нам придётся предположить, что и Гомер изобразил своего Одиссея из тех же побуждений, чтобы сказать: мол, был такой глупый Одиссей (ха-ха! – в этом месте смеёмся!), которому мерещились какие-то Высшие Силы; он даже к ним постоянно обращался, и они даже к нему являлись в его больном воображении, но с сумасшедшего – что возьмёшь (в этом месте – плачем)? Мы-то умные люди, и мы-то понимаем, что такого быть не может. Ну, какая ж может быть Афина или, допустим, извините за выражение, Левкотея? Ведь так же?
Ну вот и у Булгакова то же самое: бичевал и клеймил позором сумасшедших и с присущим ему неподражаемым юмором просто описывал всяких там дураков и обывателей.

Конечно, всё было совсем не так. И не надо делать из Булгакова убожество, похожее на современную среднестатистическую учительницу по литературе!
В той «Дьяволиаде» был по ходу действия такой совершенно потрясающий эпизод, абсолютно проигнорированный современными здравомыслящими читателями. Я бы даже сказал так: наши современники дали воистину героический отпор этому образу и, устроили ему этакую сталинградскую битву и, проявляя чудеса храбрости и смекалки, сделали вид, будто Булгаков такого никогда не писал. И никто и никогда не говорил о подобном явлении. И вообще – такого не бывает никогда!

А был там такой эпизод.
Бедняга Коротков бегает со своими делами по какому-то учреждению из одного кабинета в другой, и с ним там что-нибудь случается и случается. И всё какое-то непонятное... Например, в одном кабинете с ним очень приятно побеседовали, вошли в положение, доброжелательно к нему отнеслись, и он пошёл дальше и потом с ним были какие-то новые события. Но вот он, сгоряча, не разобравшись, снова входит в тот самый кабинет.
И что же видит?!
Те симпатичные и такие ещё совсем недавно живые люди стоят в застывшем виде; у кого-то отбита рука, у кого-то – нос. Они перестали действовать в качестве живых, и какая-то сила отключила их за ненадобностью. И теперь это – то ли поломанные манекены, то ли отключённые роботы.
Они были созданы и включены специально на тот момент, когда Коротков заходил в этот кабинет ещё в первый раз. Они выполнили своё предназначение и снова были отключены, а кой-то хулиган из числа своих – даже и поломал их.
Высшими Силами не было запланировано, чтобы Коротков вошёл в этот кабинет ещё один раз. Но он проявил своеволие и вошёл туда. И увидел то, чего ему не полагалось видеть! Не так-то прост оказался этот Коротков!
Лев Толстой в повести «Детство» описывает мысли маленького мальчика о том, что всё, что он видит вокруг себя, на самом деле – некая живая картинка (сон, мечта, воображение), и назначение этой меняющейся картинки состоит в том, чтобы быть всё время у него перед глазами. Мальчик иногда пытался резким движением оглянуться назад, чтобы застать там пустоту, которую он там предполагал. Но у него ничего не получалось: только оглянётся, а пустота вовремя исчезла и чем-то заполнилась.
Роман «Приглашение на казнь» Набокова – это в общем-то та же самая идея Булгакова, только увеличенная до размеров целого романа. Вокруг человека происходит масса событий, и все они специально подстроены против него. Весь окружающий мир работает на то, чтобы ввести в заблуждение главного героя романа. А ему только и нужно было – преодолеть в себе это наваждение…
У Гофмана в «Песочном человеке» действует такая заводная кукла, которую главный герой принимает за живую и красивую девушку и даже влюбляется в неё. А девушка на самом деле была сконструирована и запущена в действие одним хитрым злодеем, который всё это и подстроил…
Сейчас мы смотрим на события русской истории двадцатого века и говорим: «Нам это кто-то подстроил! Это был искусственно и искусно созданный исторический сюжет!» Революция, сталинизм, Гитлер, план Аллена Даллеса, Ельцин, Гайдар, нынешняя переделка собственности в России – ведь это всё разыгрывалось, словно бы по заранее написанному сценарию!
Лично я убеждён, что так и было на самом деле. Но меня тут же начнут поднимать на смех: шпиономания, теория заговоров, паранойя! А я только плечами пожму и пробурчу небрежно: «Да пошли вы все!.. Я-то знаю, что я прав!»
Вся наша жизнь состоит из таких сценариев, которые мы выполняем, подчиняясь чужой воле.
Но вспомним: маленький Коротков проявил незапланированную инициативу и вошёл в ту комнату, куда его приход не был запланирован Высшими Силами. Он проявил свою собственную волю! И это маленький-то человечек! А ежели свою волю проявит большой человек? Ему Высшими Силами предначертано делать одно, а он делает другое – что-то по своей воле? У Гомера мы увидим именно этот самый вариант. Морская богиня Фетида выходит из моря и говорит своему сыну Ахиллесу: «Бедный ты, мой бедный! Тебе уже не долго осталось жить на свете!» И Ахиллес знает, что недолго, но делает всё по-своему. Или старается делать.
Одиссей – это вообще одна сплошная битва сильного человека с тем, что ему заранее предначертано.
Среди всех писателей (художников слова) я на первое место ставлю Гомера – это понятно. А на второе место после него ставлю Гофмана.
У Гофмана есть роман «Эликсир дьявола» – вещь совершенно гигантская по своему охвату человеческой действительности. После одного прочтения – её невозможно постичь полностью. Её нужно читать и перечитывать снова и снова, чтобы проникнуться тем вселенским масштабом, которым мыслил Гофман. Некий монах Медард вовлечён ещё до своего рождения в грандиозные события. Он победоносно совершает одно злодеяние за другим, но затем понимает, что служит лишь игрушкой в чьих-то руках и выходит из этих правил игры. Представим себе, что так бы поступил Ленин в разгар великих событий: взял бы да и раскаялся. Так вот, у Гофмана – примерно то же самое…
И что из всего этого следует?
Было бы здорово, если бы люди, хотя бы иногда умели всё это понимать. Они бы облегчили себе жизнь.


Были случаи, когда я мог бы подойти к человеку и сказать:
– Послушай, ты вовлечён в такой-то и такой-то механизм. И в дальнейшем с тобою произойдёт со всею неизбежностью то-то и то-то. Выйди из этой схемы и поступи по-своему, а не по тому сценарию, который тебе навязан извне!
Мне не верят или, образно говоря, затыкают уши.
Я стал думать: «А почему так? Ведь я с необыкновенною чёткостью вижу смысл происходящего и могу объяснить это человеку. Почему же он делается невменяемым и отказывается понимать простейшие, очевидные вещи?»
Ответ получается такой: каждый про себя думает, что умён именно он. Если я умён (а это и так понятно), а меня кто-то поучает, то, что же получается – умён этот кто-то, а не я? Но этого не может быть, ведь мне же точно известно, что умён именно я!
И именно по этой причине не следует никого ни в чём переубеждать. Почти всегда это бывает абсолютно бесполезно. На переубеждение, на выход из предначертанной схемы способна только выдающаяся личность. Представим себе Гофмана. Ведь у него был не человеческий разум, а какая-то атомная бомба. И что же? Написал человек роман «Эликсир дьявола» (если не ошибаюсь, написал месяца за два) и выложил там это всё. Немцы, как народ здравомыслящий, едва заметили приход Гофмана в эту жизнь и в частности этот роман. Русские же, как народ не вполне от мира сего и немного чокнутый, поступили наоборот: Гофмана очень даже заметили, и он повлиял на всю русскую литературу 19-го века. В романе «Эликсир дьявола» мы можем увидеть множество тем, сюжетов и маленьких сцен, которые потом нашли воплощение в разных произведениях русских писателей этого же века. Да иногда и двадцатого – тоже. Вот и Булгаков – он почти весь вышел из Гофмана. То есть, он не списывал у Гофмана идеи, но, получив толчок от Гофмана, развивал его уже по-своему.
Вот для того и существует литература. Художник не в силах переделать мир. Да и не его это дело! Но он может пофантазировать вслух, а кто-то, может быть, и прислушается…

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: МИХАИЛ БУЛГАКОВ И ПРОЧИЕ...
СообщениеДобавлено: 17 янв 2010, 10:20 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 фев 2009, 14:56
Сообщений: 292
Откуда: Новосибирск
Почему это мы немного чокнутые и не от мира сего? Мы, как раз, нормальные. А вот все остальные должны доказать, что они достойны жить на этом свете!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB