ЭКСПЕДИЦИЯ ЛАТИНИСТА

Внимание! В Интернете существует несколько дневников, которые ведутся от моего имени, но не мною и вопреки моей воле. Настоящий Латинист – только здесь. Всё остальное – фальшивки!
Текущее время: 29 мар 2024, 02:51

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Что такое ДУША?
СообщениеДобавлено: 23 фев 2020, 06:40 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4856
Современное значение русского слова ДУША́: внутренняя сущность человека, противопоставляемая телу. При этом нужно учитывать и такое парадоксальное суждение: если считать, что ДУША – материальна, то её отличие от тела заключается в её невидимости и в неосязаемости.
В старославянском языке: ДѸША.
В белорусском: ДУША́; в малороссийском: ДУША́; в русинском: ДУША́; в болгарском: ДУША́; в македонском: ДУША; в сербском: ДУША; в словенском: DUŠA; в чешском: DUŠE; в кашубском: DЁSZA; в польском: DUSZA; в обоих лужицких: DUŠA.
В латышском: DVĒSELE – душа, дух.
В литовском: SIELA – душа; DVASIA – дух, душа, сердце; DVASINIS – духовный.
Особое литовское слово: DAUSOS – устарелое существительное множественного числа, служащее для обозначения того места, куда, согласно древним народным поверьям, отправляются души умерших. Одно из значений: рай. Изредка употреблялась и форма единственного числа: DAUSA, но как раз именно её и нужно принять за основу.
В жемайтском языке: DŪŠĖ – душа.
Во всех германских языках употребляется одно и то же слово, но – в разных произношениях, отчего оно меняется до неузнаваемости. В датском языке: SJÆL; в норвежском: SJEL; в шведском: SJÄL; в исландском: SА́L; в голландском: ZIEL; в немецком: SEELE; в английском: SOUL.
Из всех показанных выше неславянских слов наибольшего внимания заслуживает латышское слово DVĒSELE, с которого и нужно начать этимологическое исследование.
Среднеиндоевропейская конструкция биконсонантных корней для латышского слова DVĒSELE:
(1) DW + XjS + XjL = после раздвоения + сущность + взмывает вверх.
Звучание в Среднеиндоевропейскую эпоху: dwe-es-el.
Первоначальное значение: душа, отделяющаяся от тела после смерти человека и взлетающая к небесам. Возможно, имелась в виду душа, поднимающаяся кверху вместе с дымом погребального костра, но это лишь предположение. В любом случае: описывается раздвоение, когда тело остаётся в одном месте, а душа перемещается в другое!
Среднеиндоевропейская конструкция биконсонантных корней для литовского слова DAUSA (DAUSOS).
Первый вариант:
(2) XjD + XW + SX = уходящие в путь + принимаемые + лучезарно.
Другое толкование этой же конструкции: … = уходящие в путь + воспарившие + лучезарные.
Среднеиндоевропейское произношение: ed-aw-sa.
Первоначальное значение: души умерших, ушедшие в лучший мир.
Второй вариант:
(3) DhX + XW + SX = дымкою + принятые к себе + лучезарные.
Другое толкование этой же конструкции: … = дымкою + воспарившие + лучезарные.
Среднеиндоевропейское произношение: dha-aw-sa.
Первоначальное значение: то же самое.
Выводы по обоим протолитовскими вариантам. Скорее всего, поначалу существовал только первый вариант, но позже он был подогнан под другие конструкции, в которых упоминался биконсонантный корень DhX (дымка, нечто неосязаемое).
Две среднеиндоевропейские конструкции биконсонантных корней для литовского слова SIELA.
Первая протолитовская конструкция:
(4) SJ + XjL + XjX = нечто охваченное (пламенем) + взмывает вверх + в огне (ритуального костра).
Среднеиндоевропейское произношение: si-el-ea.
Вторая протолитовская конструкция:
(5) XjS + XjL + XjX = сущность + взмывает вверх + в огне (ритуального костра).
Звучание в Среднеиндоевропейскую эпоху: es-el-ea.
Первоначальное значение обеих протолитовских конструкций: душа – это то, что отделяется от сжигаемого на костре мёртвого тела и уносится вверх.
Скорее всего, обе конструкции существовали одновременно, но позже они слились в процессе контаминации.
Идея раздвоения у предков латышей подразумевает, что при жизни у человека было единство души и тела, а в случае смерти и в ходе погребального ритуала душа отделяется от тела. В протолитовском диалекте подразумевается это же самое, но разница между суждениями протолатышей и протолитовцев весьма заметна, что ещё раз подчёркивает то, что латышский язык – это особая ветвь в Индоевропейском (Арийском) мире.
Жемайтское слово DŪŠĖ является простым заимствованием из славянских языков: ему нельзя дать летто-литовское объяснение.
Среднеиндоевропейские конструкции биконсонантных корней для германских слов – едва ли имели место вообще. По всем признакам, это заимствования из пралитовского языка.
Вопрос о среднеиндоевропейской предыстории русского слова ДУША сводится к дилемме:
1) либо в основе протославянских представлений о ДУШЕ лежала идея раздвоенности, которая выражалась биконсонантным корнем DW;
2) либо это была идея неуловимости, которая выражалась биконсонантным корнем DhX – нечто дымчатое.
Либо DW, либо DhX. Никакого третьего варианта, и никакого компромисса между этими двумя.
Идея раздвоенности, первый вариант:
(6) DW + XwW + SJ = раздвоением + холод в груди + охватывает.
Среднеиндоевропейское звучание: dw-ow-sje.
В дальнейшем: dwowsje … > dousje...
Первоначальное значение почти такое же, как и у латышского слова DVĒSELE.
Идея раздвоенности, второй вариант:
(7) DW + XjS + JX = при раздвоении + сущность + священная (возникает).
Среднеиндоевропейское звучание: dew-es-ja.
В дальнейшем: dewesja > … > dousja > ДУША.
Первоначальное значение: когда происходит отделение души от тела, это считается нами священным.
Идея неуловимости:
(8) DhX + XwW + SJ = дымом (поднимающимся) + холод в груди + охватывает.
Несколько иное толкование этой же самой конструкции: … = неуловимо (таинственно) + холод в груди + охватывает.
Среднеиндоевропейское звучание: dha-ow-sje.
Первоначальное значение – это описание чувств наблюдающих за погребальным костром: неуловимый дым поднимается над костром, а людей, смотрящих на это, охватывают сильные душевные переживания.
Вывод:
Самое убедительное впечатление производит конструкция №7: DW + XjS + JX.
Конструкция №8 (DhX + XwW + SJ) так же точно не позволяет усомниться в своём былом существовании. Обе конструкции существовали одновременно и несколько различались по своим значениям. Но седьмая была важнее восьмой и чаще употреблялась.
В Позднеиндоевропейскую эпоху обе конструкции слились в процессе контаминации.
Литовское слово DVASIA образовано от конструкции (7) DW + XjS + JX.
Протолитовское звучание: dwe-es-ja.
В дальнейшем: dweesja > DVASIA.
Если одна и та же конструкция биконсонантных корней была и у протославян, и у протолитовцев, то это ни в коем случае не означает, что она и там, и там возникла одновременно. Конструкция могла возникнуть только у кого-то одного и лишь позже (пусть даже через год или даже месяц!) перейти к другому диалекту. Установить, однако, первенство в этом случае совершенно невозможно, но и говорить о заимствовании в ту или иную сторону – тоже нельзя. Заимствования не происходят из одного близкородственного диалекта в другой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB