Падежи появились у индоевропейцев на позднеиндоевропейском этапе. Раньше их не было. Список их был приблизительно таков: ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ; ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЙ и ОТДЕЛИТЕЛЬНЫЙ (вместо нынешнего родительного); ДАТЕЛЬНЫЙ; ВИНИТЕЛЬНЫЙ; ТВОРИТЕЛЬНЫЙ (инструментальный); МЕСТНЫЙ; ЗВАТЕЛЬНЫЙ, но, строго говоря, это не настоящий падеж, а просто такая форма – звательная форма. Возможно, в некоторых диалектах был ОБЪЕКТНЫЙ ПАДЕЖ, но это не доказано. Если он и был, то не долго и не везде. Со временем падежи притяжательный и отделительный слились во многих диалектах в один родительный. Но это случилось не везде. Далее выяснилось следующее: возникло две пары падежей, внутри которых было противопоставление: ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ-ВИНИТЕЛЬНЫЙ и РОДИТЕЛЬНЫЙ-ДАТЕЛЬНЫЙ. Это падежи-антонимы, у них противоположное значение, поэтому их позиции оказались очень прочными. Падежи ТВОРИТЕЛЬНЫЙ и МЕСТНЫЙ оказались не противопоставленными ни между собою, ни с чем бы то ни было другим. Поэтому во многих индоевропейских языках они со временем исчезли. Например, творительный падеж сейчас сохранился по-настоящему только у славян, у литовцев (у латышей он выражен очень слабо) и в индийских языках. С местным падежом примерно такая же беда. Кстати, в русском языке он тайно существует под видом предложного. Звательный падеж также исчез в большинстве индоевропейских языков. Поскольку самыми ревностными хранителями индоевропейских языковых идей являются в настоящее время только литовцы и славяне, то у них сейчас и падежные системы самые богатые. Из всех славян лишь русские и белорусы утратили звательный падеж. Но не напрочь. Остатки звательного мы видим в современном русском языке: боже, господи, старче, Иисусе Христе. Самым настоящим звательным падежом, но только новым, являются такие формы, как «дядь Саш» и «тёть Маш».
|