ЭКСПЕДИЦИЯ ЛАТИНИСТА http://literra.listbb.ru/ |
|
РАЗМЫШЛЕНИЯ РЕПЕТИТОРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ http://literra.listbb.ru/viewtopic.php?f=40&t=4290 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Latinist [ 05 май 2021, 20:44 ] |
Заголовок сообщения: | РАЗМЫШЛЕНИЯ РЕПЕТИТОРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ |
Всё очень грустно: школьное преподавание – обрушено. Школьный учитель – втоптан в грязь, а директор школы – это теперь нечто среднее между клоуном-канатоходцем и камикадзе. Вместо преподавания, учитель пишет бесконечные отчёты, и в основном, не в адрес министерства образования, а в адрес таинственной и зловещей организации под названием Высшая Школа Экономики. По какой-то причине, распоряжения от родного министерства саботируются высокими школьными чиновниками, а разрушительные распоряжения от агентов вражеского государства выполняются беспрекословно. Какая там литература, какой там русский язык, когда все заняты выполнением приказов заокеанских хозяев нашего образования, которым эти два предмета (как впрочем, и все остальные) совершенно не нужны. И у российского ученика остаётся только одна надежда: репетитор! Если, конечно, он хороший. Вот я, например, хороший. Опыт, стаж, знания – всё есть. Писал собственные книги и перерабатывал чужие: бывает же так, что автор – умный человек, но он не умеет высказывать собственные мысли. А я как раз умею, и таких переработанных книг я пропустил через себя не менее тридцати штук!.. А что касается учеников: любому вобью в голову самый трудный материал. Ну, или почти любому… На любого смотрю и вижу его насквозь. Ну, или почти насквозь… Но я ведь и сам родитель, а не только репетитор. Так уж у меня получилось в жизни. Сейчас мне 71 год, а моему младшему сыну – 11. Сын завершает четвёртый класс и переходит в пятый. И я уже сейчас с ужасом думаю, что в выпускных классах ему придётся читать невыносимо унылую пьесу Максима Горького и бессвязный, тяжеловесный роман Бориса Пастернака. А ещё ведь есть и «Облако в штанах» – и как убедить ребёнка в том, что это и в самом деле высокая поэзия? Ну, не лезут в голову современным детям некоторые писатели! Одни лезут, а другие не лезут. И это не всегда связано с низкими моральными качествами устаревшего литератора или с отсутствием у него глубокого ума. Иногда это просто связано с неправильным выбором произведения великого художника слова. Например, я могу взять своё старенькое десятитомное собрание сочинений Островского, ткнуть пальцем наугад в любой том – и там будет пьеса лучшая, нежели эта пресловутая «Гроза», которая не по душе детям, которая вредна для их сознания и которую так легко можно было бы заменить на один из шедевров того же самого драматурга. Почему-то из ЕГЭ по литературе выброшены напрочь и Крылов, и Алексей Толстой, и Зощенко, и Куприн, а Блока чудом оставили, но сократили! Ведь этих знаменитостей выбросили не просто так, а для того, чтобы на их место втиснуть писак сомнительной ценности! Да лучше бы дети вообще не знали об их былом существовании, а изучали бы настоящую литературу, а не эти подделки! И дети, и их родители – в ужасе. И обращаются за помощью к репетитору, а к кому же ещё? Может быть, к Высшей Школе Экономики – с просьбой не разрушать искусственно наше школьное образование? Спрашиваю приходящего ко мне на занятия одиннадцатиклассника: – Что вы там проходите сейчас по литературе? А он отвечает: – Не проходим вообще ничего – ни по литературе, ни по русскому языку. – А чем же вы тогда занимаетесь на уроках? – Перебираем всякие там задания по ЕГЭ, пишем что-то… Подумал: может, у мальчика такая школа оказалась плохая? Спросил о том же самом девочку – другую свою ученицу из другой школы. И та подтвердила: да, правда. И это притом, что у неё школа не простая, а с особым статусом: лицей! Но вот та же девочка прочла недавно Платонова и жалуется мне: ой, Владимир Юрьевич, я читала-читала и ничего не поняла. А мне что делать? Да, я могу пересказать ей своими словами это произведение, и у меня она всё поймёт, как миленькая – за это я спокоен. Но как быть тем её одноклассникам, которые не ходят к репетиторам? Они прочтут Платонова, а поскольку в школе им ничего не объясняют, они так ничего и не узнают об этом писателе! А ведь писатель хороший, просто трудный для восприятия современного молодого человека. Если уж изучать его – так изучать, и изучать на школьных уроках, а нет – так удалить из программы! Сейчас мода такая пошла: что ни школа – так то или гимназия, или лицей. Как будто от названия что-то меняется, и эти современные детские образовательные забегаловки можно и впрямь сравнить с тем учебным заведением, которое было у Пушкина в Царском Селе или с дореволюционными гимназиями! До революции мы свою школьную образовательную систему построили по немецкому образцу. А систем тогда было две – немецкая и английская. Одна – умная, а другая – неподходящая для нас. Мы взяли тогда за образец умную систему, а ненужную отвергли. Сейчас, когда Германия медленно приходит к духовному краху, перенимать у неё педагогический опыт, мягко выражаясь, нет смысла, но наши власти и не стремятся к этому: они взяли за образец современную англосаксонскую систему школьного образования, рассчитанную на массовое оглупление и развращение детей. И не мы одни, все берут. Например, Финляндия довела англоидное безобразие до такого совершенства, после которого может наступить только гибель нации. Впрочем, финнов не жалко – пусть. Но если мы у себя начнём наводить финские порядки в народном образовании, то наше государство просто погибнет. А ведь хороший образец есть: это наш собственный дореволюционный опыт. Вот так я и работаю: приходит ко мне нормальный девятиклассник – мальчик из приличной семьи (мама тут же рядом) и сообщает, что после школы хочет учиться на врача, мол, призвание у него такое, но вот сейчас у него с русским языком плоховато получается. Начинаю проверять и выясняю: а он вообще ничего не знает! Ни падежей, ни склонений, ни спряжений, а точки и запятые ставит наугад. И я хватаюсь за голову: что ж ты всё это время делал в школе?! Посещал… Ну и как тут быть – надо учить! И учу. Часто родители спохватываются аж только тогда, когда их ребёнок дотягивает до 11-го класса. А что можно втиснуть в неокрепшее молодое сознание, если времени осталось так мало? Да и в 9-м классе впервые узнавать о существовании падежей – это никуда не годится. Нормально было бы потихоньку, без паники готовить ребёнка у репетитора – хотя бы с класса 7-го или с 8-го. Даже если семи- или восьмиклассник совсем ничего не смыслит в русском языке, его и тогда ещё не поздно спасти, ежели взяться за дело с умом. Это же касается и литературы, но литература – она не из тех школьных наук, которые ставят вопрос БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? А русский язык – это как раз такая наука. Без надлежащего литературного образования ты станешь просто неучем, а без знания русского языка для тебя будут закрыты все пути, и ты не воплотишься ни в физика, ни в юриста, ни во врача, ни в инженера. Вот разве что будешь торговать на базаре шмотками или овощами. А что в этом плохого – торговать на базаре? Люди торгуют и живут себе припеваючи. Некоторые – очень даже и довольны такою участью! Но с теми, кто так рассуждает, я дел не имею. Ко мне родители приводят детей для того, чтобы я дал им толчок в будущее. Иногда требуют: дай пинка! Да такого, чтоб летел, аж кувыркаясь, в неотвратимое светлое будущее навстречу фатально неизбежному счастью. Да я бы и дал такого пинка, но я же не волшебник! Особенно, когда родители приводят своё чадо, а тому уже в школе поломали сознание так, что он ненавидит все науки, и ему ничего не хочется… Странным образом, из взрослых людей, – уже получивших высшее образование! – ко мне часто обращаются юристы. Ещё бы не обращаться! Без русского языка ни документа не составишь вразумительного, ни, тем более, в суде не выступишь!.. Смотрю иногда по телевизору «Дела судебные», а там судья Дмитрий Агрис хорошо рассуждает, но не имеет представления о том, как нужно склонять по падежам русские числительные: говорит ПЯТИСТА, вместо ПЯТИСОТ… А между прочим: склонение числительных – это самое трудное, что есть в русском языке! Когда мне показывают юного гения и заявляют, что он собирается получить то ли золотую медаль, то ли Нобелевскую премию, я первое, что делаю – это проверяю его на умение склонять числительные. Не буду рассказывать, каких ужасных ответов я при этом наслушался. А ведь у меня в запасе есть и другие вопросы – и некоторые совсем простенькие! И я на глазах у огорчённых родителей проваливаю юного гения – вопрос за вопросом: десять вопросов – десять провалов! И о себе. В прошлом году, когда началась пандемия, я вдруг оказался без заработков. Ничтожная пенсия, а у меня ещё и сын, родившийся после смерти первой жены от жены второй – более молодой. Жена-то моя работает, но этого мало. Я тогда должен был просто умереть с голоду, но спасся тем, что разместил у себя на сайте примерно такое объявление: обращаюсь к читателям своих книг с просьбою помочь мне материально – лишился всех заработков и очень нуждаюсь. И люди – известные мне и неизвестные, из разных концов России и даже из зарубежья – высылали мне деньги, и я таким вот способом и продержался. Осенью прошлого года мы с женою переболели ковидом, и я боялся, что наш сын останется сиротою. Помощи от близких родственников не было – они меня прокляли за то, что я после смерти первой жены осмелился жениться вторично, но помощь от других людей всё время поступала… У меня нет слов… Всем спасибо! Но сейчас-то я должен сам зарабатывать на пропитание, а не собирать с миру по нитке, и вот я с новыми силами взялся за репетиторство. Надеюсь на лучшее. Живу в Ростове-на-Дону и ни по каким квартирам никогда не ездил. Принимаю только у себя дома. Пришедший приносит или свою сменную обувь, или берёт то, что я ему выделяю, идём мыть руки, и после этого мы занимаемся в комнате моего сына, которого на это время выгоняем делать уроки в других комнатах. По московским меркам, беру дёшево, но по ростовским – очень дорого: тысячу за час. Однако для тех, у кого с деньгами туго, всегда остаётся вариант: платить мне половину от этой цены и заниматься со мною по скайпу. Можно пересылать письменные работы на проверку с помощью Интернета – сейчас это такой пустяк, что тут и объяснять нечего. Другое дело: личный контакт особенно важен при занятиях русским языком. Заниматься по скайпу русским языком – тяжеловато. И всё же: с помощью достижений современной техники я готов заниматься хоть со всею Россией, и даже со всем Земным шаром! Я постоянно отслеживаю, кто посещает мой сайт «РАБОТЫ ПО ЯЗЫКОЗНАНИЮ И ПЕДАГОГИКЕ»: из бывшего Советского Союза меня читают все, кроме Туркменистана, где, как я подозреваю, нет Интернета. Из стран дальнего зарубежья меня никогда не читали в Северной Корее и в Албании… Между тем, у меня на сайте можно найти мою книгу «ЗАПИСКИ МЯТЕЖНОГО УЧИТЕЛЯ», после которой меня уже гарантированно не возьмут на работу ни в какую школу – даже и дворником. Я там так сильно раскритиковал современное положение дел в российском школьном образовании, что на меня теперь все господа из этой системы смотрят волком. Один из таких начальников сказал мне однажды: – Книгу прочёл с большим интересом. Спасибо. Но наши отношения должны после этого прекратиться. Некоторые женщины – из числа, как правило, высокопоставленных чиновниц – в бешенстве от этой моей книги. Ещё бы! Я там рассказал о разрушительной роли женских педагогических коллективов, которые сожрут с потрохами любого молодого учителя мужского пола, случайно попавшего к ним на работу… Того, что я там написал книге, мне уже не простят никогда. А впрочем, Бог с нею – с книгою! Тут дело такое: не рвусь на старости лет ни к славе, ни к власти, а просто ищу новых учеников. Где вы? Отзывайтесь и пишите в личку! Либо по электронной почте: vu.polubotko@bk.ru С уважением – Полубóтко Влади́мир Ю́рьевич. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |