У меня телевизора нет, и приходится прибегать ко всяким интернетовским ухищрениям, чтобы следить за событиями. Смотрел я недавно такую демонстрацию молодых людей в Киеве: идут дружными рядами парни и скандируют: «Бандера наш – герой!» И тут же портреты знаменитого переднеазиата, какие-то знамёна, какие-то повязки на руках. А я тут же задался вопросом: наш – это в каком смысле? И вот тут нужно вспомнить семантические значения слов МЫ и НАШ в индоевропейском мире, ибо тут есть одна хитрость. У некоторых неиндоевропейских народов местоимение МЫ существует в двух вариантах, каждый из которых имеет особое значение. А именно: 1) МЫ и вы тоже (вместе с нами); 2) МЫ, но без вашего участия. Соответственно и притяжательные местоимения там бывают с двумя значениями: 1) НАШ с вами: 2) Только НАШ, но не ваш. Хорошо это или плохо, но индоевропейцы до такой тонкости не додумались, и из этой ситуации возникают всевозможные тонкие двусмысленности в разговорах, всевозможные шутки и намёки. Лозунг «БАНДЕРА – НАШ ГЕРОЙ!» можно истолковать так: 1) Он наш, но не ваш. 2) Он наш и ваш тоже. Против первого варианта лично я ничего не имею. Он ваш? Ну и на здоровье! Только тогда: что вы делаете в Киеве? Это ведь не ваш город. У вас есть Львов, а на чужую территорию не надо лезть с иностранными лозунгами! А второй вариант можно истолковать так: он герой не только западных украинцев, но и в обязательном порядке – восточных. И в Киеве эти люди у себя дома, а не на чужбине. Местоимение МЫ включает в себя в этом случае понятия «западные украинцы» и «восточные украинцы». И вот в этом и заключается подлость, потому что это два совершенно разных народа, искусственно соединённых вместе. Эта путаница приводит и к обратным результатам. Например, у западных украинцев героем считается Мазепа. Мне отец говорил, что видел в Черновицкой области в конце сороковых годов, что в каждой хате под иконами висят портреты Мазепы. С нашей точки зрения, это предатель и подлец, а у них это герой. Да и пусть – жалко, что ли? Это же их страна, а не наша. И мы не имеем права указывать им, кого считать героем, а кого нет. Это другой народ, и мы у него в гостях. Но тогда почему у них героем считается и гетман Полуботок? Ведь это был антипод Мазепы – его прямая противоположность! Павел Леонтьевич может считаться героем восточных украинцев, но никак не западных. Так почему же бандеровцы, схватив однажды моего отца, отпустили его за одну только фамилию и не стали убивать, хотя и собирались сделать это? И почему командир моего полка, который был родом с Западной Украины, заступился за меня, сказав, что меня трогать не следует, потому что ему очень уж нравится моя фамилия? А потому что существует трагическое недоразумение: два разных народа думают, что они один народ. Западные путают себя с восточными, а восточные не всегда понимают, что они не то же самое, что западные. Мазепа был за Карла Двенадцатого, а Павел Леонтьевич был против. И это фундаментальное различие! Для одних украинскоговорящих людей всё, что плохо для России, автоматически хорошо. А для других – наоборот.
Нужно разделяться. По-хорошему, а не по-плохому. Должны быть разные государства, разные алфавиты, разные названия для национальностей. Визовый режим – обязателен. Часовые на границе, минные поля, противотанковые ограждения и колючая проволока – обязательны! Там будет НАТО с наведёнными на нас ракетами, а здесь будем мы – восточные украинцы и русские. А вера и так уже разная: одни униаты, а другие православные – это как можно совместить? Может быть, так: перегнать всех православных в униатство? И тогда будет единое МЫ со значением: и мы, и вы тоже вместе с нами. Если я правильно понимаю, то многие восточные украинцы сейчас переходят в лоно западных. Западноукраинская идея – она для людей примитивного склада мышления привлекательна, потому что убеждает носителя идеи в том, что он как-то причастен к прекрасной Западной Европе, а восточноукраинская идея не столь красива. Это ведь фактически русская идея. А русская идея – она не всем приятна. Даже и некоторым русским, а точнее – русскоговорящим! Не зря же Алла Пугачёва внушала своему внуку, что у России нет будущего и надо делать ставку на Америку, а тот взял да и проболтался на всю страну о том, чему его учила бабушка. Печально знаменитая своими пороками. Но это дело вкуса – любить Россию или нет. Украинец Гоголь предпочёл русскую идею, русин Кукольник – русскую. Бандера – западную. А вот что было у Тараса Шевченка в голове – я пока не понял. Он был русофобом – что да, то да, но как он относился к западноукраинской идее – я не знаю. Да и не интересно – уж больно поэт слабый и человечишко гниловатый. Моя б воля – я бы его подарил западным украинцам, а восточные пусть учат в школе Пушкина и Лермонтова.
|