ЭКСПЕДИЦИЯ ЛАТИНИСТА

Внимание! В Интернете существует несколько дневников, которые ведутся от моего имени, но не мною и вопреки моей воле. Настоящий Латинист – только здесь. Всё остальное – фальшивки!
Текущее время: 28 мар 2024, 22:41

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Языческие корни новогодних обрядов
СообщениеДобавлено: 01 янв 2013, 18:04 
Языческие корни новогодних обрядов

Сказочных новогодних персонажей придумали давным-давно и не в России — подавляющее большинство светских обрядов и традиций имеют в основе своей древние зловещие ритуалы. К примеру, нарядные ёлки, ставшие символом нового года. У ранних кельтов ель считалась обиталищем лесного духа, требовавшего кровавых жертв — внутренностей людей и животных, которые друиды регулярно развешивали на ветвях дерева. Когда окрепшая христианская церковь запретила жертвоприношения, народы Европы заменили внутренние органы шарами из дерева, которые в дальнейшем стали стеклянными, а кишки — тряпочными и бумажными гирляндами. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла…
Добрый дедушка Мороза и его западный прототип Санта Клаус произошли от древнего и злобного кельтского божества, Великого Старца Севера, повелителя ледяного холода и пурги. Он тоже ходил по домам с холщовым мешком, но не раздавал подарки, а собирал жертвоприношения, которые ему недодали в течение года. Визит Старца с мешком не предвещал ничего хорошего: как правило, после его ухода в доме оставались только обледеневшие трупы. Для того чтобы оградить свой поселок от ужасного визита, друиды приносили свирепому божеству общую жертву — в мороз раздевали и привязывали к дереву юную девственницу. Именно ее замерзший, покрытый инеем труп и стал прообразом веселой Снегурочки, сопровождающей Деда Мороза.
В привычном для нас облике доброго и симпатичного старичка Дед Мороз появился лишь в 1840-м году в рассказе князя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Это была литературная обработка народной сказки «Морозко» — вот там-то как раз и шла речь о недобром старике, очень напоминавшем кельтского Великого северного старца, который не понравившуюся ему ленивую девушку насмерть заморозил (в смягченном варианте писателя ленивице достается не смерть, а всего лишь ожерелье из сосулек). Персонаж «Морозко» народ представлял также в виде старца, который своим посохом управлял кончиной всего живого. В зимние солнцестояния этого дедулю надо было умилостивить. Ублажали его все той же юной девственницей, которую привязывали к дереву (не обязательно к ели) и оставляли замерзать в дикий мороз.
Если за день «Снегурочка» застывала — значит, жертва принята. И мешок Деда Мороза тоже поначалу был предназначен для сбора подношений. А посохом своим мерзкий старик колотил непослушных детей или запугивал их страшными сказками. Если проанализировал сказку «Морозко» на соответствие древним языческим обрядам, то всё- всё подтверждается. При внимательном чтении, в этой небольшой сказке, можно узнать много интересного - сказка наглядно показывает обряд, сродни тому, что проводили кельты, принося в жертву девственниц Старцу Севера.
А вот герои сказки: «типовой набор» многих русских сказок. Дед, дочка, мачеха и сводная сестра. Почему мачеха, а не мать. Скорее это уже более поздняя трансформация, а вначале могла быть и мать. Дело в том, что исходя из христианского мировоззрения, сложно объяснить, как родная мать могла отправить свое дитё на смерть, а мачеха очень даже способна! И вот зима. Трескучие морозы. Время Старца Севера. Дед погоревал, но дочку повез, видать знал о подобных вещах, лишних вопросов не задавал. Привез он девушку в лес и оставил под елкой.
Ёлка… ну не спроста она в сюжет введена. Ель — священное дерево у кельтов. Вечнозеленое. Дерево, в котором живут духи или боги. Наша новогодняя ёлка — то самое жертвенное дерево, у которого кельты совершали и человеческие жертвоприношения. Итак, жертву оставили замерзать у священного дерева. А старик спокойно отправился домой. По поводу разговоров девушки и Морозко, это уже скорое литературные прикрасы, дабы как-то объяснить счастливое спасение. Интересно другое. Мачеха справляет тризну по жертвуемой девушке, с чего это вдруг, она же ее любила? Блины жарит, непременный атрибут поминок. И уж совсем нелогично выглядит приказ старику ехать во второй раз в лес, забирать «останки». Ну и путь себе валяются, дикие животные растащат и следов не останется. Значит нужно, причем обязательно.
Ответ у кельтов! Они навещали жертву, смотрели через какой-то промежуток времени, жива она или нет. Если еще жива — то бог жертву не принял и ему могли преподнести новую девушку. Что и мы видим в сказке Морозко, когда мачеха взамен падчерицы, отправляет свою дочь, которую бог уже принял. Конечно, народ придал некоторую литературность, объяснив спасение одной добротой, а гибель другой «неуважением к старшим». Но это уж спустя века, когда, наверное, и про обряд этот забыли, а сказка осталась.
Кстати, почему в роли подобного посланника выступает, как правило, девочка, это легко объяснимо. Земельный надел по традиции, отмерялся по количеству мужчин в семье, женский рот в лютую годину мог оказаться лишним, поэтому и жертвовали в первую очередь тем, кто для семьи представлял наименьшую ценность.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Языческие корни новогодних обрядов
СообщениеДобавлено: 02 янв 2013, 08:04 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 фев 2009, 07:13
Сообщений: 41
Всё свалено в кучу и перемешано. Дед Мороз, Санта Клаус, Йолупукки, ещё какая-то чертовщина...
Как говорится, если смешать 2 части дерьма с 5 частями варенья, получится 7 частей дерьма.
Это, кстати, типичная схема работы информационных провокаторов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Языческие корни новогодних обрядов
СообщениеДобавлено: 02 янв 2013, 08:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 фев 2009, 07:13
Сообщений: 41
1. Красный цвет. Дед Мороз тоже может быть в красном, но при этом он может носить и другое одеяние – вообще желательно, чтобы оно было белым, синим, может оно быть и желтым, и зеленым. Также одеяние настоящего Деда Мороза не покрывает сплошной цвет – он разбавлен узорами, вышивкой, оторочкой (белого или голубого цвета) и пр. А в одежде Санта Клауса преобладает агрессивный сплошной красный цвет (исключительно этот!), и лишь опушка его жалкой куртёнки порою белая.

Цвет одежды – красный цвет:
Вряд ли это русский Дед!

2. Колпак. Самая типичная отличительная черта! Настоящий Дед Мороз НИКОГДА не может быть в колпаке – на нем боярская шапка. А на Санта Клаусе – этот мерзкий шутовской колпачок с помпончиком, как у гномика-проказника, что сразу придает ему нетипичную для Деда Мороза несерьезность и пародийность.

Как увидишь ты колпак –
Будь уверен: это – враг!

3. Верхняя одежда. На Санта Клаусе надета короткая куртка (иногда чуть ниже пояса, иногда вообще до пояса), перехваченная поясом. Ниже кацавейки – красные штаны. Запомните, что в таких издевательских шмотках истинному Деду Морозу нашей русской зимы ни за что не вынести. На Деде Морозе должна быть длинная шуба до земли, из-под которой не должно быть видно никаких штанов. Вид штанов, торчащих из-под короткой шубы, уничтожают всякую солидность. Что у Деда Мороза под шубой – это сакрально и выставлению на обозрение не подлежит!

Если на Деде увидел штаны –
Знай: этот Дед не из нашей страны!

4. Обувь. На Санта Клаусе всегда одеты сапоги, зачастую укороченного типа, что опять же смехотворно для нашего климата. У Деда Мороза должны быть только валенки!

Коль на Деде сапоги –
Знай, что ходят в них враги!

5. Борода. У Санта Клауса борода коротко подстрижена, как у эдакого цивильного старичка, и еще кудрявая, как у барашка с детской открыточки. Всё это абсолютно не характерно для Деда Мороза. Борода Деда Мороза – буйная, длинная, растрепанная вольным ветром, и в большинстве случаев в ней отсутствует всякая слащавая кудрявость.

Коротка у Деда борода?
Угрожает нации беда!

6. Рост и объем. Из всех предыдущих разглагольствований, в общем-то, понятно, что по росту Санта Клаус неприлично мелок. А Дед Мороз внушителен по росту, как истинный властелин Нового года! Что касается объема, то Санта Клаус достаточно тощ. Ну да шмотки-то у него фиговые, так, ради формальности. А вот на Деде Морозе в соответствии с русский зимой надето множество теплых одежд, и все одежды – настоящие, меховые, толстые. Так что Дед Мороз внушителен и в отношении объема!

Если Дед и тощ и мелок –
Прочь гони такого смело!

Иногда бывает, что в отношении объема Санта Клаус, наоборот, кидается в противоположную крайность и становится толстым и круглым. Но помните, что его толщина всегда выглядит неестественно и карикатурно, в то время как все пропорции Деда Мороза всегда гармоничны, и его толщина никогда не вступает в противоречие с его ростом.

ПРОЧИЕ ЭЛЕМЕНТЫ


Русский фейерверк "Санта Клаус", ну не бред?


7. Очки. Также для Санта Клауса типичен такой признак окультуренности, как очочки. Дед Мороз этим признаком не обладает. Разве может этот всесильный дух Природы – Дед Мороз – иметь такой недостаток, как близорукость?! Близорукость присуща только тем, кто испорчен пагубной цивилизацией, кто приручен и одомашнен до полной дегенерации, как это и произошло с Санта Клаусом.

8. Снегурочка. Тоже отличительный признак. У Санта Клауса никогда не было и не будет внучки, потому что его изуродованный прообраз – св. Николай, – почти как всякий святой, был целомудрен. А у нашего природного Деда внучка есть, это всеми любимая Снегурочка! Так что наших – двое, а Санта Клаус – всего-навсего один!

9. Посох. Обратите внимание: посох у Санта Клауса – это стандартный посох католического епископа (ибо не зря Санта Клаус происходит от св. Николая, епископа Мирликийского): палка с загнутым верхом. Но Дед Мороз не имеет к св. Николаю никакого отношения, поэтому его посохом должна быть только прямая палка, на ней может быть круглый набалдашник (или, по крайней мере, в виде звезды; закругляться посох не должен ни в коем разе).

10. Олени. Только Санта Клаус передвигается, как учат нас американцы в своих кино и мультиках, на оленях по небу. Способом передвижения Деда Мороза олени никогда не были. Для нашего Деда олень мелковат и слабосилен. Дед Мороз может ехать на русской тройке, не по небу, а вполне себе по земле, вернее по снегу, - он же плоть от плоти этого снега, этой земли, этой природы, зачем ему отрываться от родных корней, из-под полозьев взвивается снежная пыль, морозный ветер бьет в лицо, Дед Мороз катится с удалью и бубенчиками! Мчится лихая тройка по русской Земле - то хозяин Зимы Дедушка Мороз объезжает свои бескрайние владения!

А в общем-то, как уже говорилось, Дед Мороз передвигается мистическим образом, и нечего лезть в сакральные материи.

11. Носки на камине. Это относится только к Санта Клаусу, но не к Деду Морозу. Носки на камине – чисто западный прибамбас: якобы Санта Клаус спускается по дымоходу и кладет подарок в носок. Однако что объяснять – дураку понятно, что никаких каминов на Руси никогда не водилось. Да и не пролезет наш Дед в какой-то узкий камин, зачем ему это? К тому же Дед Мороз никогда бы и не появился у нас таким примитивным и приземленным способом, как у них: "Проникая в дом через трубы и форточки, он раскладывает подарки в чулочки, чаще всего развешанные на камине, и позвякивает колокольчиками, как бы возвещая о приходе Нового Года."

Дед Мороз возникает в наших домах неким мистическим образом, истинно как дух, никто толком и не знает, как он появляется, - знаем только, что он БЫЛ... А пытаться на западный манер объяснить эту священную тайну рациональным образом – кощунство.

И еще. Наш Дед Мороз – настоящая щедрая русская душа, он не так убог и зажимист, чтобы ограничить свой подарок размером идиотского и чаще всего полосатого носка!

12. Прочая сопутствующая атрибутика – всякие веночки, колокольчики и пр., в том числе песенки "Джингл беллз" и другие. Это всё – чисто рождественская атрибутика и связана только с Санта Клаусом, и относить весь этот западный ширпотреб и мусор к образу Деда Мороза не следует.

P.S. Отношение к Санта Клаусу. Во многих статьях, размещенных в Интернете, можно прочитать следующее утверждение: "Дед Мороз не одинок, у него есть родственники во многих странах. Самым близким и важным из них является Санта Клаус. А история Санта Клауса, как и Деда Мороза, начинается со Святого Николая". Это наглая ложь! Дед Мороз не является родственником Санта Клауса и наш Дед гораздо старше Святого Николая, о чём вы узнаете более подробно, прочитав данную страничку целиком.


Один из рекламных баннеров известного интернет-магазина (конец 2012 года),
содержание которого показывает, что Дед Мороз, оказывается, носит ещё и халаты!
Это не Дед Мороз.

Ещё один пример новогодней анимационной открытки образца 2012 года.
На гибридном персонаже одет идиотский колпак, хотя остальная одежда вполне соответствует.
Это не Дед Мороз.

ДЕД МОРОЗ ПРОТИВ САНТА КЛАУСА

Источник: Сайт настоящего Деда Мороза, http://eka-dedmoroz.ru (к сожалению, уже не работает)
и сайт "За Деда Мороза": http://www.zadedamoroza.ru

Друзья!


Один из рекламных банеров, превращающих русского Деда Мороза в импортного придурка.


Приближается Новый Год! Нет, что я говорю – приближается Нью Йеар! И скоро нашим детишкам не Дед Мороз, а Санта Клаус принесет подарки. Точнее, презенты. Сначала он обрадует нас новостью про Мерри Кристмас, а потом посулит всем Хэппи Нью Йеара. Ведь научились же мы выговаривать: Хэппи Бёздей ту Ю! И уже привыкаем к празднику Святого Валентайна. И тыкву разрисовываем в пресловутый день Хэллоуина. Вы меня андерстэнд? Ну, значит, всё океюшки-о`кей!

Ну а если всерьез, то – не сами ли мы, дорогие друзья, раскрываем объятья навстречу Мисс Глобализации? Не сами ли спешим сменить свои давние традиции и праздники на заокеанский эрзац в яркой обертке?

Мы уже настолько привыкли к постоянному обману всюду и везде, что не замечаем и подмены родного нашего Деда Мороза имитацией в виде китчевого Санта Клауса! Мы дарим своим детям игрушечных сантаклаусов, украшаем ими елки, весело напевая при этом известный новогодний мотивчик. Наших детей поздравляет с Новым Годом не сказочный Дед Мороз из далекого детства, а какой-то бородатый тип, который "работает под нашего". О настоящем русском Деде Морозе дети, увы, уже почти и не помнят.

Вспомните, как когда-то мы, детишки, водили хороводы и пели новогодние песенки, а утром с замирающим сердцем заглядывали под елку: что принес нам Дед Мороз? Где всё это? Где она, сказка НАШЕГО детства? Осталась только в старых фильмах, да в воспоминаниях людей, родившихся в другом тысячелетии, в другом веке, в другой стране. В СССР...

Мы хотим покончить с этой аномалией и напомнить себе и всем о том, что у нас есть СВОИ традиции, которые нам ближе, понятнее и роднее.

Прессинг со стороны чужой и чуждой нам поп-культуры продолжается, и нам по-прежнему назойливо предлагают чужие мифы, традиции, символы и ритуалы, в том числе и рождественские. Сегодня даже хладнокровные и ко всему привыкшие европейцы начинают отстаивать свои национальные традиции, связанные с Новым Годом. Давайте и мы поддержим нашего Деда Мороза, восстановим пошатнувшееся здание нашей традиции, нашей национальной культуры!

Всех, кому дороги воспоминания о детстве, дороги традиции наших отцов и дедов, мы приглашаем принять участие в этой акции.

Цели акции

1. Привлечь внимание к проблеме искажения отечественных традиций празднования Нового Года;
2. Напомнить об особенностях, истории и происхождении нашего Деда Мороза;
3. Призвать всех отмечать Новый Год с Дедом Морозом без Санта Клауса;
Разумеется, мы не хотим ограничиться новогодними праздниками и тематикой Деда Мороза, Снегурочки и т.д. Ведь проблема гораздо серьезнее – быть или не быть нашей самобытной культуре! Поэтому акцию по возрождению русских новогодних традиций мы рассматриваем как ПЕРВЫЙ ШАГ. Но начать борьбу нужно с небольшого, но конкретного дела. Пусть этим конкретным делом станет новогодний праздник в традиционном русском формате!

• Опубликовать на нашем сайте сообщение в поддержку Деда Мороза;
• Встретить Новый год с Дедушкой Морозом, а не с Санта Клаусом;
• Рассказать своим (или посторонним) детям историю о Деде Морозе;
• Поместить на своей странице баннер (или ссылку) на эту информацию.



ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ?

Откуда берутся Санта-Клаусы в рекламе?

Западные компании, выходя на российский рынок, не утруждают себя производством специальной рекламы для России. Сняв один рекламный ролик, они показывают его и в Америке, и в Европе, и у нас; только надписи и диалоги переводят на русский.

Так, в частности, нам показывают рекламный ролик «Праздник к нам приходит…» с огромными грузовиками, которыми никогда не ездили по российским дорогам. В другом ролике дети (говорящие по-русски) на дне рождения надевает американский колпак, о которых у нас вообще никто не знает.

Дело в том, что западные рекламщики не могут знать наших традиций, а российские рекламные агентства хотят получать как можно больше, ничего при этом не делая. Зачем снимать собственный ролик, когда можно взять уже готовый?

P.S. Единственное приятно исключение – компания «Пепси», порадовавшая нас в 2005 году рекламой с настоящими Дедами Морозами (в роли которых выступала «Дискотека Авария»).

Откуда берутся Санта-Клаусы в российской телерекламе?

Солидное рекламное агентство может себе позволить снять собственный рекламный ролик и, конечно, в нём покажет Деда Мороза.

Но небольшие малобюджетные студии делают проще: они берут своих персонажей из «банка рекламных роликов» (это набор уже снятых кем-то рекламных сюжетов без привязки к какой-либо фирме, куда нужно просто вставить название фирмы – и реклама готова).

Так рождается "халтура" типа рекламы МТС (2005 года) с Санта-Клаусами на бирже.

Откуда берутся Санта-Клаусы в российской печатной рекламе?

С рекламой западный фирм понятно – один раз создав макет рекламного постера, его просто переводят на европейские языки. В данном случае это понятно – ведь рекламируется не что-то российское, а западная продукция; и здесь Санта-Клаус вполне уместен.

Но вот когда вы видите Санта-Клауса на рекламе российской фирмы – это значит, что фирма решила сэкономить, и обратилась в дешёвое дизайнерское агентство к откровенным «халтурщикам». Это агентство само ничего не создаёт, а просто берёт фотографии для своих реклам из западных «банков фотографий» (пиратские диски с которыми можно купить на «Горбушке» по 100 рублей.)

Горе-дизайнер берёт подходящую картинку и вставляет её в рекламный буклет. Отсюда в рекламах совершенно разных фирм попадаются одинаковые фотографии «счастливых семей», «улыбающихся детей» и «смеющейся молодёжи».

Фотографии сделанные кем-то один раз кочуют из рекламы в рекламу.

То же самое касается и Санта-Клауса.

Вместо того, что взять фотоаппарат, пригласить актёра, одеть его в костюм Деда Мороза, и получить оригинальные фотографии проще воспользоваться готовыми западными библиотеками.

Откуда берутся Санта-Клаусы на рисунках?

В последнее время можно встретить гибрид Санта-Клауса и Деда Мороза. На рисунках стали встречаться Деды Морозы в валенках, с красным поясом и… в ночном Санта-Клаусовском колпаке.

Это результат того, что художник просто не знает (или не понимает) что он рисует.

Увы, всё это следствие того, что мы стали забывать нашу культуру.



ЧЕМ ОПАСЕН САНТА-КЛАУС?

Что бы сказали, если бы сказочного Емелю художник изобразил как ковбоя на фоне американских прерий? Или изобразил Василису Прекрасную в виде мулатки?

Наверняка, у вас вызовет улыбку несоответствие подписи и изображённого. Вы просто посмеётесь над буйной фантазией художника.

Но что скажут ваши дети, внуки, увидев такие картинки?

При нынешних темпах американизации ваши внуки, или даже дети, будут воспринимать такие картинки как должное! Они будут уверены в том, что ковбой – это часть русской культуры, а в любой русской народной сказке должны быть чернокожие персонажи.

Не верите? А зря!

Попросите вашего ребёнка нарисовать Деда Мороза – и он, скорее всего, нарисует вам Санта-Клауса!

Ваши дети уже забывают, как выглядит настоящий Дед Мороз.

И не мудрено – в телевизионных рекламах под видом Деда Мороза нам показывают Санта-Клауса. В магазинах вместо русского Деда Мороза нам подсовывают Санта-Клаусов, сделанных в Китае.

Забывая наши новогодние традиции, мы сами забываем свою собственную культуру.

ПОДДЕРЖИ ДЕДА МОРОЗА!

История Деда Мороза

Дух предков

Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования.) Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один "человек", одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, "упразднены", и поэтому существуют и по сей день gentel.gif. Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но "старшой" есть и сейчас.
Хозяин зимы

Согласно другой версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.

Крутой нрав

В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку "Морозко". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.

Внешний вид

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, руковицах, и с посохом, которым он морозил людей.

Место жительства

Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович" Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где "и летом студено".

Снегурочка

Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.

Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

История Санта Клауса

Прообразом Санта Клауса был Святой Николай, который родился в III веке в городе Патара (малая Азия, Ликия) у весьма состоятельных родителей. Святой Николай - один из самых почитаемых христианских святых. Честь эта выпала ему за великую доброту к людям и за многие творимые им чудеса. Позднее он стал епископом в городе Мира (ныне – Демре, небольшой городок неподалеку от Финикии), поэтому получил имя Мирликийский. В этом городке ему даже воздвигли памятник. В некоторый странах рассказывают, что Святой Николай подбрасывал в дома бедняков набитые золотом кошельки, причем многие считают, что святой подбрасывал кошельки через дымоход, и они попадали в башмаки, которые оставляли сушиться у очага.

Поэтому во многих западно-европейских странах и сегодня принято новогодние подарки, особенно детям, прятать в сапожки, туфельки, или башмачки. Европейские переселенцы, обосновавшиеся в Америке в VII и XVIII веках, привезли c собой туда и предания о Святом Николае. Одной из первых церквей, построенных в тогдашнем Нью-Йорке, была Синтер Клаас или Синт Николас, позднее получившая название "Санта Клаус".

Где родился Санта Клаус

Современный образ добродушного толстячка Санта Клауса появился в США сравнительно недавно, в Рождество 1822 года. Именно тогда Клемент Кларк Мур написал поэму "Приход святого Николая", в которой Святой предстал жизнерадостным и веселым эльфом с круглым тугим брюшком, свидетельствующем о пристрастии к вкусной еде, и с курительной трубкой. В результате перевоплощения святой Николай слез с ослика, обзавелся восемью оленями и в руках у него появился мешок с подарками.

Где живет Санта Клаус

Многие северные страны до сих пор ведут спор, где живет Санта Клаус. Одни считают, что он живет на серерном полюса, другие – что он поселился в местечке Рованиеми на севере Финляндии. В современной Финляндии даже существует специальная служба для ответов от лица Санта Клауса, и это понятно, т.к. в среднем за декабрь на его имя поступает до 80 тысяч писем от детишек разных стран с просьбами и пожеланиями.

Английское Санта Клаус пошло от прозвания Sinterklaas (от слова "зола") св. Николая (в православной традиции Николая-Угодника) первыми голладскими поселенцами в Америке. Он считался покровителем мореходов и детей, для которых весь год готовил подарки, а в рождественскую ночь развозил их и оставлял в подготовленных для подарков чулочках. Правда, так стало считаться позже, а у голландцев Sinterklaas был, скорее, суровым воспитателем, ибо насыпал золу в чулки тем детям, которые вели себя не так, как надо. Особую популярность главный рождественский герой приобрел после того, как американский профессор греческой и восточной литературы Клемент Кларк МУР в 1822 году написал к празднику для своих детей стихотворение о святом Николае, который появляется в предрождественскую ночь, когда засыпают даже мыши, и спускается по каминной трубе с мешком, полным подарков, чтобы оставить их детям. В шубе, с белой бородой и красным носом он разъезжает на упряжке из восьми оленей, а о его приближении можно узнать по скрипу полозьев и мелодичному звону колокольчиков, привязанных к оленьим шеям.

Стихотворение быстро разошлось и стало популярным, что несколько обидело профессора, так как был очень серьезен и не одобрял веселья, в которое превратилось празднование рождества.

А лет через сорок карикатурист Томас Наст нарисовал Санта Клауса, и образ приобрел завершенность: красные шуба и головной убор, широкий кожаный пояс и сверкающие черные сапоги.

Русский Дед Мороз выглядит чуть иначе, а его история восходит к Морозко из славянского фольклора. Если Санта Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз у это великан, богатырь, обходящий дозором свои владения, сковывающий льдом реки и озера, а заодно и одаривающий детей. Его минус - зачастую просит исполнить что-нибудь для себя. Не из-за жадности - просто душа просит. Но для безголосых, безногих, страдающих склерозом все окупается тем, что у нашего Деда есть Снегурочка – она не только одарит, но и поцеловать может.

Особенности Деда Мороза

Внешние особенности Деда Мороза и его неизменных атрибутов таковы:

1. Дед Мороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. Внимание: никаких бомбошек и кисточек!
2. Нос Деда Мороза – обычно красный. (Никаких дурных аналогий! Просто на крайнем севере ОЧЕНЬ холодно!) Но также допускается вариант синего носа в силу снежно-ледяного происхождения Дедушки.
3. У Деда Мороза борода до самого полу. Белая и пушистая, как снег.
4. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху. Изначально, цвет шубы был синим, холодным, но под влиянием красных шубок "европейских собратьев" изменился на красный. На данный момент допускаются оба варианта.
5. Руки Дед Мороз прячет в огромные рукавицы. (см. также п.7)
6. Дед Мороз не носит ремней, а подвязывает шубу кушаком (поясом). В крайнем случае, застегивается на пуговицы.
7. Дед Мороз предпочитает исключительно валенки. И не удивительно, ведь при – 50?С (обычная северная температура воздуха) в сапогах даже у Снежного хозяина ноги отмерзнут.
8. С собой Дед Мороз всегда носит посох. Во-первых, чтобы легче было по сугробам пробираться. А во-вторых, по легендам, Дед Мороз, еще будучи "диким Морозко", этим самым посохом народ-то и "морозил".
9. Мешок с подарками – более поздний атрибут Хозяина зимы. Многие дети верят, что он бездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он неглядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.
10. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжьим ходом. Случаев с использованием оленей не зарегистрировано.
11. Самое главное отличие русского Деда Мороза – его неизменная спутница внучка Снегурочка. Оно и понятно: в одиночестве да на крайнем севере, с тоски умереть можно! А с внучкой оно веселее.
P.S. А еще Дед Мороз никогда не носит очков и не курит трубку!

Происхождение Деда Мороза

Представьте себе, что предками Деда Мороза в одних странах считают местных гномов. В других - средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Существует мнение, что среди родственников Деда Мороза значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. Но среди предков старца был, оказывается, и вполне реальный человек. В IV веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В XI веке церковь, где он был захоронен, ограбили итальянские пираты. Они похитили останки святого и увезли к себе на родину. Прихожане церкви святого Николая были возмущены. Разразился международный скандал. История эта наделала так много шуму, что Николай стал объектом почитания и поклонения христиан из разных стран мира.

В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год. Везде доброго старика называют по-разному, в Англии и Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз.

Кто он такой - наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз - персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.

У восточных славян представлен сказочный образ Мороза - богатыря, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами". Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер ( или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Наш Дед Мороз - образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун, Позвизд, Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса", карело- финский эпос "Калевала").
Позвизд - славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет - там жди жестокой стужи.

Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун - злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.

Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.

Костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. В конце того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. В 1860 году американский художник Томас Найт украсил Деда Мороза бородой, а вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка. С таким Дедом Морозом все мы хорошо знакомы.

И всё же, давайте попробуем определить основные черты облика Российского Деда Мороза соответствующие как историческим так и современным представлениям об этом сказочном волшебнике. По мнению одного из исследователей образа Деда Мороза - кандидата исторических наук, искусствоведа и этнолога Светланы Васильевны Жарниковой - традиционный облик Деда Мороза, согласно древнейшей мифологии и символики цвета, предполагает:

Борода и волосы - густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство. Удивительно, но именно волосы - единственная деталь облика не претерпевшая за тысячелетия никаких значительных изменений.

Рубашка и брюки - белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Эта деталь практически потерялась в современном представлении о костюме. Исполнители роли Деда Мороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнителя белым шарфом (что допустимо). На брюки, как правило, не обращают внимания или шьют их красными под цвет шубы (страшная ошибка!)

Шуба - длинная (по щиколотку или по голень), обязательно красная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом. Некоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Наверняка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелёной шубе. Если так, знайте - это не Дед Мороз, а один из его многочисленных "младших братьев". Если шуба коротка (голень открыта) или имеет ярко выраженные пуговицы - перед вами костюм Санта Клауса, Пер Ноэля или ещё кого-то из зарубежных побратимов Деда Мороза. А вот замена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всё же допустима.

Шапка - красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки - полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного). Кроме вальяжного отношения к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора Деда Мороза. Характерны следующие "неточности": замена жемчуга на стеклянные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречается очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это Владимир Мономах) или колпак (Санта Клаус), помпон (он же).

Трёхпалые перчатки или варежки - белые, расшиты серебром - символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Трёхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещё с неолита. Какой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

Пояс - белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков). В наши дни сохранился как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму. А жаль ...

Обувь - серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро - символы луны, святости, севера, воды и чистоты. Именно по обуви можно отличить настоящего Деда Мороза от "подделки". Более-менее профессиональный исполнитель роли Деда Мороза никогда не выйдет к публике в ботинках или чёрных сапогах! В крайнем случае он постарается найти красные танцевальные сапоги или обычные черные валенки (что, безусловно, не желательно).

Посох - хрустальный или серебрённый "под хрусталь". Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). В наши дни трудно найти посох соответствующий этим описаниям. Фантазия художников-декораторов и реквизиторов практически полностью изменили его очертания.

ДЕДУШКА МОРОЗ И ВНУЧКА СНЕГУРОЧКА
ПОЗДРАВЛЯЮТ ВАС С НОВЫМ ГОДОМ!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Языческие корни новогодних обрядов
СообщениеДобавлено: 02 янв 2013, 08:28 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 фев 2009, 14:56
Сообщений: 292
Откуда: Новосибирск
Безумные кельты, однако - кишки на ёлку вешать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Языческие корни новогодних обрядов
СообщениеДобавлено: 02 янв 2013, 09:06 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4856
Это у Славика плохо с чувством юмора и с чувством такта. У людей - Новый Год, а он он, из любви к Правде и Науке, пишет нам про кишки. Нашёл когда писать! В другой раз бы и написал, а зачем же сейчас?
Кельты были взбалмошными, но они же и повлияли очень сильно на славян, которые от них очень многому научились.
Русская телега - кельтское изобретение, колокольный звон в наших церквах - чисто кельтское изобретение. Много чего мы от них хорошего взяли...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Языческие корни новогодних обрядов
СообщениеДобавлено: 02 янв 2013, 17:13 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 фев 2009, 14:56
Сообщений: 292
Откуда: Новосибирск
А можно про влияние кельтов на славян поподробнее.
В отдельной теме. Если есть время для написания, конечно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Языческие корни новогодних обрядов
СообщениеДобавлено: 02 янв 2013, 17:35 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4856
Времени нет, но скажу коротко.
Славяне образовались от слияния ПРАСЛАВЯН и италийскоязычных ВЕНЕТОВ. Многие венеты были кельтами, но те, с которыми смешались праславяне говорили не на кельтском языке, а на италийском. Их язык был похож на латинский. У меня есть неуверенное предположение, что это были всё-таки кельты, которые перешли на италийский язык и частично смешались с италийцами.
Кроме того, у нас были очень мощные контакты с чистыми и несомненными кельтами, которые оказывали на славян мощное и положительное воздействие.
Такая черта русского национального характера, как неуравновешенность и временами хулиганское поведение - это чисто кельтская черта. Современные поляки - это кельты, перешедшие на славянский язык и сильно исказившие его при этом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Языческие корни новогодних обрядов
СообщениеДобавлено: 03 янв 2013, 07:24 
Latinist писал(а):
Времени нет, но скажу коротко.
Славяне образовались от слияния ПРАСЛАВЯН и италийскоязычных ВЕНЕТОВ. Многие венеты были кельтами, но те, с которыми смешались праславяне говорили не на кельтском языке, а на италийском. Их язык был похож на латинский. У меня есть неуверенное предположение, что это были всё-таки кельты, которые перешли на италийский язык и частично смешались с италийцами.
Кроме того, у нас были очень мощные контакты с чистыми и несомненными кельтами, которые оказывали на славян мощное и положительное воздействие.
Такая черта русского национального характера, как неуравновешенность и временами хулиганское поведение - это чисто кельтская черта. Современные поляки - это кельты, перешедшие на славянский язык и сильно исказившие его при этом.

поляки тоже? я и не знал. хотя судя по фонетике очень похоже. я думал что только чехи и галичане несомненные потомки кельтов.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Языческие корни новогодних обрядов
СообщениеДобавлено: 03 янв 2013, 07:39 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4856
Ты меня в который раз повергаешь в ужас.
Чехи - самые обычные южные славяне, которые попали в сферу влияния славян западных. Кельтское влияние у них могло быть, но и не более того.
Галичане - это совсем не то же самое, что галлы. Если ты где-то читал, что галичане кельты, то это был недобросовестный источник информации - что-нибудь наподобие Вячеслава Иванова или Гуцуляка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Языческие корни новогодних обрядов
СообщениеДобавлено: 03 янв 2013, 15:17 
источники многочисленны, включая википедию, так что я раньше в этом как-то даже не сомневался. другую точку зрения практически не излагают. хотя это не значит что в них правда. может быть и распространение целенаправленного вранья - тут я не спорю.
кельтское влияние у Чехов есть несомненно - ведь там жило кельтское племя боев. кельтов там могло быть не более 20-30 процентов. что касается галичан - по данным ДНК генеалогии предполагают что каждый пятый-шестой галичанин - кельт. конечно это от силы 10-15 %, не более, но влияние заметно - хотя бы по музыке и орнаментам. но у поляков в таком случае кельтский субстрат должен быть в разы больше

затем люди сюда и приходят чтоб избавляться от заблуждений

кстати какие именно кельты имеются в виду в статье - латенские или гальштадские?


Вернуться к началу
  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB