ЭКСПЕДИЦИЯ ЛАТИНИСТА

Внимание! В Интернете существует несколько дневников, которые ведутся от моего имени, но не мною и вопреки моей воле. Настоящий Латинист – только здесь. Всё остальное – фальшивки!
Текущее время: 14 ноя 2018, 05:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Так был ли матриархат? Научные мифы
СообщениеДобавлено: 17 июл 2013, 20:46 
взято из книги Андрея Буровского

Теоретики XIX века точно знали, как возникла семья. Сначала был «промискуитет», то есть время полностью не упорядоченных, не норматизированных половых отношений. Все со всеми, в причудливой бессистемности, как попало. Хроническая сверхгрупповушка.

Потом наступило время семьи групповой. Да-да, это как раз то, что подумали: несколько дам и мужчин считаются общими мужьями и женами. Групповушка, но уже не с участием ближайших родственников, собственных родителей и детей.

И это, оказывается, еще время матриархата…

С матриархатом вообще получается полная прелесть: европейские ученые оказываются преемниками древних греков и римлян.

Народные легенды

Древние греки верили, что где-то в необъятной Скифии живут амазонки. Женщины у них воюют, а мужчины пасут скот и ведут домашнее хозяйство. Рассказывали еще о нравах острова Лесбос, где в мифологической древности правили женщины. Они захватывали моряков с разбившихся у берегов острова кораблей и держали их, пока не рождались дети, а потом убивали. Новорожденных мальчиков они тоже убивали, и на острове процветала однополая любовь, откуда и слово «лесбиянка».

Заметим: ни один грек ни разу не видел ни одной амазонки. И никогда не был в племени, где правили бы женщины. Вроде с амазонками дружил и воевал Геракл… В трех разных городах показывали могилу Геракла, и который из них интимно общался с амазонками, неведомо. Во времена, когда складывались легенды, на острове Лесбос ничего необычного опять же не происходило. Остров как остров, глухая оливково-виноградная «глубинка». Якобы лесбиянки — все это в «древности» было. Легенды, легенды…

Научные легенды

Само слово «матриархат» ввел в науку швейцарский юрист Иоганн Якоб Бахофен (Базель, 1815–1887). Для этого он соединил латинский корень mater (родительный падеж — matris) и греческий arche (власть). Женовластие. В 1861 году вышла книга Бахофена «Материнское право». В ней Иоганн Якоб утверждал, что у всех народов развитие семьи шло, проходя одни и те же стадии. От беспорядочных половых отношений, «гетеризма», к материнскому роду, а потом к отцовскому. Причину смены материнского рода отцовским Бахофен видел в развитии религиозных идей.

Идею матриархата Бахофет взял из греческих мифов. Эта идея прекрасно вписывалась в идею эволюции человеческого общества.

У Льюиса Генри Моргана (1818–1881) мы уже находим готовую теорию развития семьи и общества в целом.[82 - Морган Г. Л. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. М.: Изд-во Ан СССР, 1934.] Теория Моргана так очаровала классиков марксизма, что Ф. Энгельс почти полностью содрал ее, только по дороге упростил и добавил больше про труд и про собственность.[83 - Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1978.]

Вначале было первобытное стадо, а в нем господствовали неупорядоченные половые отношения (Морган называл их не «гетеризм», а «промискуитет»). Потом появляется материнская родовая община. Люди еще глупые, Моргана не читали и не знают, что дети рождаются от мужчин. А матерей люди уже знают, и материнский. род — объединение людей, которые считают себя потомками одной женщины или женского мифологического предка.

При материнской общине женщины доминируют в обществе. Господствует матрилинейность наследования имущества и положения в обществе. Брак матрилокальный, то есть муж поселяется на территории общины жены и переходит в ее общину. Но у такого «перешедшего» мужа есть своя собственность, он может оставлять ее в наследство сыновьям… Так зарождается патрилокальный брак.

Потом материнский род сменяется отцовским, люди начинают считать себя потомками предка по мужской линии — реального или мифологического. Мужчины владеют собственностью и потому господствуют в обществе.

А у некоторых народов на стадии разложения родового строя появляется этот самый матриархат.

Бахофен в своих изысканиях потревожил только древнегреческие мифы и легенды. Этнографы конца XiX века «нашли» «пережитки матриархата» в Тибете, у минангкабау на острове Суматра, у племен Микронезии, в Древнем Египте.

О матриархате писали очень уверенно, как о реальности. Выходили целые монографии, специально посвященные этому вопросу.[84 - Косвен М. О. Матриархат. История проблемы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948.] В популярной литературе о матриархате писали так: «В орде около ста человек, но преобладают женщины… Мужчин мало, они тщедушны, а женщины рослые и сильные». Эта выдуманная фантастом орда захватила современных исследователей и не отпускает, потому что они нравятся женщинам: ведь они «красивее и сильнее мужчин их племени».[85 - Обручее В. А. Плутония. М.: Географгиз, 1956. С. 258.]

Женщины в этой орде «выше и значительно шире в плечах» мужчин, которые возле них «производят впечатление подростков».[86 - Там же. С. 262.] Живут групповым браком, но ребенок «имеет одну мать и несколько отцов».[87 - Там же. С. 275.] Видимо, все же многомужие?

В Историческом музее в Москве еще недавно были выставлены картины, изображавшие могучих первобытных дам, с пафосом выступавших у костра. Где-то вдали от огня толклись чахоточного вида мужчины с убогим выражением на лицах.

Ни одно племя из изученных этнографами никогда не было похоже на людей из этих описаний и с этих картин.

Раньше было, как у Обручева? Но у всех предков человека, неандертальцев, сапиенсов ранних, эректусов (питекантропов и синантропов) половой диморфизм был выражен даже сильнее, чем у современных людей. Ничего похожего на вдохновенные, но плохо нарисованные, а главное, неверные по смыслу картины.

Матриархальные обычаи? Ни у одного племени никогда и не был зафиксирован «матриархат», исключительно «пережитки». Счет родства по женской линии у некоторых африканских племен и в Полинезии, матрилокальность брака почему-то совершенно не препятствует наследованию имущества мужчинами от мужчин (что и вызвало к жизни сложную схему Моргана).

Многомужество и в Тибете, и во всех других регионах вызвано вообще не матриархатом, а сознательным желанием сократить число детей и наследников. При очевидной власти мужчин в семье и в обществе.

Дислокальность брака, когда каждый из супругов живет в своей общине, а дети остаются в общине матери, объясняется еще проще: так община сохраняет свое имущество. Причем дислокальный брак, помимо многих первобытных племен Африки, обеих Америк и Океании, зафиксирован в Японии (брак цумадои), у наяров в Индии, а до XIII века — в горной Шотландии. Иногда раздельное проживание супругов длится только часть года, что связано с отхожими промыслами или религиозными обычаями.

Порой дислокальность брака вызывается просто разделением жилища на женскую и мужскую половину. Муж приходит на женскую половину, и потом у него остается еще мужская… Вероятно, культ рабочего кабинета у интеллигенции XIX века — тоже проявление то ли матриархата, то ли его пережитков.

Матрилинейность наследования имущества или социального статуса обычно сочетается с патрилинейностью. Род присваивает себе право отправлять функции вождей и жрецов и готов допустить к хлебным местечкам не только сыновей, но и зятьев. Так было и в Древнем Египте, где потенциальных зятьев жреческие роды испытывали на интеллект и стойкость. Своего рода обеспечение притока свежей и притом качественной крови. Если даже женщина в Африке владеет имуществом, то пользуется им и умножает его всегда мужчина. Владение собственностью выступает как некая гарантия для дамы и главным образом для ее детей.


Реальный «матриархат»

Пресловутые «пережитки» или элементы «матриархата» действительно известны у ряда племен. У всех этих племен есть одна общая черта: они обитают в комфортной природной обстановке и ведут хозяйство, не требующее затраты большого количества усилий. В таких условиях, во-первых, ослабевают требования к социальной иерархии — она становится не нужна. Во-вторых, общество не востребует от своих членов мужских качеств: не нужно ничего завоевывать, организовывать, не нужен тяжелый, на пределе возможностей, труд, участие в рискованных мероприятиях и так далее. У «матриархальных» племен не столько высок статус женщины, сколько очень низок статус мужчины.

В. Шапошникова объясняет «матриархат» у племени тода тем, что в горах Нилгири возник своего рода «пересменок»: «матриархата» уже нет, женщины не работают в основных сферах производства. Но мужчины за женщин «еще не принялись», и домашним хозяйством они не задавлены.[88 - Шапошникова Л. В. Тайна племени голубых гор. М.: Географгиз, 1972. С. 275.] Но из описаний самой же Шапошниковой следует: труд отнимает у мужчин так мало времени, что им несложно взять на себя многое в домашнем хозяйстве. А проблемами улучшения, усовершенствования, развития тода вовсе не озабочены.

Предки всех «матриархальных» племен явно вели совершенно иной образ жизни. Только усилия и тяжкий труд многих поколений создали ту комфортную среду, в которой мужчины могут занять периферийное положение в обществе. Сама же Шапошникова показывает, что предки тода владели ремеслами, которые потом утратили, и много воевали. Для создания ситуации «матриархата» нужны немалые усилия мужчин.

У всех «матриархальных» обществ невостребованность мужчин и мужских качеств оборачивается исторической катастрофой. Вековое лежание кверху пузом под бананом в Западной Африке и идиллическая пастьба буйволов в горах Южной Индии неизбежно ведут к отставанию, потере активности, организованности, неспособности дать отпор врагу и выдержать технологическую перестройку. «Матриархальные общества» — это отсталые общества, обреченные потерять землю, которую предки завоевывали кровью и преобразовывали потом. А патриархальные победители пинками погонят их работать.

Причины создания легенд

Подведем краткий итог: не существует никаких серьезных причин говорить о «матриархате» как некоем этапе в истории развития семьи. Собственно говоря, и групповой брак, и пресловутый «промискуитет» — тоже не доказанные никем, умозрительные теории. В реальных стадах обезьян нет ничего даже отдаленно похожего на «промискуитет»: действует весьма разная, но всегда очень жесткая иерархия. Ничего похожего на «промискуитет» не было и нет ни в одном человеческом обществе, кроме разве что сообщества посетителей публичного дома.

Теории групповушки… извините, группового брака и «промискуитета», говоря откровенно, больше всего похожи на неприличные фантазии подростков, которых не очень умные родители вовремя не заняли лыжами, бассейном и чтением книжек…

Наверное, потомкам трудно будет восстановить сейчас еще хорошо понятную логику, согласно которой все женское и материнское считается «хуже» и примитивнее мужского и отцовского, а потому и кажется более древним.

Классики этнографии сочиняли «матриархат» по той же самой причине, по которой Фрейд приписывал женщинам очередной «комплекс»: по поводу отсутствия у них пениса.[89 - Фрейд З. Я и Оно. М.: МГУ, 1980.]

Теоретики составляли схему истории первобытного общества, упорядочивали имеющийся у них материал. Но, упорядочивая и схематизируя, исходили из своих предрассудков. Как сказали бы американцы, стереотипов. Ни одному из них не пришло в голову, например, что «матриархальные» и «патриархальные» общества могут сосуществовать в одну и ту же эпоху.


Принципиальная невозможность «матриархата»

У всех видов крупных сложных животных физиологическая норма — смертность 60–70 % новорожденных. Самка шимпанзе и слона рождает за свою жизнь 10–15 раз. 7, 10 или даже 12 из этих детенышей умрут до того, как станут взрослыми. Вырастут и сами дадут племя те самые 2 или 3 детеныша, которые необходимы для воспроизводства вида.

Чтобы численность вида не сокращалась, человек должен родить такое же количество детенышей. Мозг человека так громаден, что ему необходима очень большая голова. За то, чтобы рожать умных детенышей с громадным мозгом, женщины расплачивается тремя особенностями.

Особенность первая: женщина с широким тазом менее подвижна, чем мужчина.

У предков человека еще полтора миллиона лет назад таз был узкий, наши предки бегали наравне — самцы и самки. А как только объем мозга увеличился — расширился и таз. Тут-то женщины и стали «слабым полом»: они не смогли ходить и особенно бегать наравне с мужчинами.

Широкий таз и меньшая подвижность уже делают женщин более зависимыми от мужчин, чем самок большинства других животных того же размера.

Особенность вторая: тяжелые, драматические роды человека.

Даже недоразвитая голова с подвижными костями черепа у человека с трудом проходит сквозь родовые пути женщины. Самка шимпанзе рожает детеныша, голова которого легко проходит сквозь родовые пути, не делая ни одного поворота. При рождении ребенка человека его голова три раза поворачивается в родовых путях.

Роды длятся долго, во время родов и сразу после родов женщина совершенно беспомощна. От 4 до 5 % женщин умирало родами — чаще всего первыми.

Особенность третья: долгое детство человека.

Чем сложнее организм, тем дольше ему расти. Олененок и лосенок сразу после рождения могут бежать за мамой — буквально через несколько часов. К тому времени, как у лосихи появится новый детеныш, первый будет уже почти взрослым.

У волчицы и тигрицы рождаются несколько беспомощных слепых детенышей, но через год (волки) или через два (тигры) у самки родятся новые детеныши, а эти будут уже самостоятельными.

Человек рожает совершенно беспомощного недоноска. Детеныши всех животных при опасности инстинктивно затаиваются, пытаются спрятаться. Младенец же пугается и дико орет — требует, чтобы ему помогли, защитили, убрали пугающий фактор.

Что стоит для женщины за формулой «родить 10–15 раз»? Это значит рожать лет с 15–16 каждый год или через год. Все эти пятнадцать лет постоянно один ребенок еще в животе, второй на руках у груди, третий уже ходит, но плохо. Эти детеныши еще очень долго будут оставаться беспомощными! Когда последний ребенок еще в утробе, старшие только начинают быть самостоятельными, и то не до конца.

Самка тоже беспомощна — ведь она не может сама добывать пищу с таким выводком. Самка человека гораздо более зависима от самца, чем самка других животных. Как ухитрились теоретики «матриархата» просмотреть это? Наверное, очень хотелось.


Когда стал возможен «матриархат»?

В середине XIX века в цивилизованных странах прошла Великая Гигиеническая революция. Сделалось нормой принимать ванну, мыть ноги, чистить зубы. В прусской армии одно время новобранцу выдавали вместе с мундиром и шнурованными ботинками еще и две пары трусов, зубную щетку, один кисет с табаком, второй — с зубным порошком.

Европейцы привыкали носить нижнее белье, и притом регулярно стирать его и менять. В домах появилась канализация, а в окнах — форточка.

Стало нормой регулярно делать влажную уборку, проветривать, выметать мусор. Насекомые — все эти блохи, вши, тараканы, клопы — сделались признаком дурного воспитания и чем-то неприличным для сколько-нибудь культурного дома. Бедных паразитов начали изводить всеми мыслимыми способами, и даже мухи стали редкостью в Германии.

Детей стали регулярно мыть, стирать им пеленки, проветривать их комнаты и не давали им грызть собачьи кости и лакать из кошачьего блюдца.

В больницах стали применять методы антисептики, начали стерилизовать инструменты перед осмотром пациента, мыть с хлоркой посуду больного.

Еще в Версале XIII века платья придворных дам снабжались блохоловками, нечистоты накапливались в ночных горшках и выливались прямо в сад, нижнего белья не носили, а менять ночные рубашки чаще, чем раз в полгода, считалось совершенно необязательным.

Великая Гигиеническая революция XIX века совершенно изменила образ жизни людей. Самым важным последствием Великой Гигиенической революции стало почти полное исчезновение детской смертности. Великая Гигиеническая революция сначала уменьшила, а потом фактически отменила детскую смертность. И смертность женщин при родах.

В конце XIX века смерть рожениц в Германии упала с обычных 4 % до 0,3 %. Смертность детей — с обычных 60–70 % до 7 %. Ко времени Первой мировой войны детская смертность во всей Европе составила 4–5 % родившихся.

В России детская смертность у крестьян оставалась очень высокой до конца Второй мировой войны, даже до начала 1950-х годов. Еще доживают свой век женщины, которые родили по 10 и по 12 детей, а сохранили 2 или 3. Но и в России к концу 1950-х Великая Гигиеническая революция победила полностью и окончательно.

К середине XX века женщины реально, не на словах, получили равные с мужчинами возможности. Если кому и угрожает «матриархат» — это нам, а не нашим предкам.

Вот причины вполне обычны: мы сами создали для него материальную базу.

«Матриархат», групповуха и археология
Раскопки показывают, что очень многие жилища из костей мамонта предназначены для парной семьи, ведущей самостоятельное хозяйство: таков уж размер этого жилища с одним очагом.

В некоторых пещерах Франции найдены отпечатки босых ног пары, возле которых идут их дети. В одной из них совершался какой-то ритуал… Две пары отпечатков ног — мужских и женских — позади камня, покрытого натеками глины. И на камне — отпечатки ног двух детей, примерно 3 и 5 лет. Папа и мама поставили детей повыше, чтобы им было лучше видно.

Комментарии нужны?


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Так был ли матриархат? Научные мифы
СообщениеДобавлено: 18 июл 2013, 00:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 18 май 2010, 15:03
Сообщений: 72
Андрей наш Буровский конечно молодец, и как популяризатор истории за последние полтора десятка лет прославился. Как один из его ранних читателей, должен отдать ему должное -- но и не без ложки дегтя. Он
а) игнорирует некоторые значительные факты в описываемых эпохах (либо не знает о них -- что для профессора-историка, описывающего те времена, несколько малоприемлемо)
б) выстраивает серии фактов вокруг желаемых для него теорий

Так что с ним нужно очень аккуратно. Хотя в лоб врать -- пока такого за ним я не замечал. С другой стороны, он весьма плодовит в плане количества выданных на-гора книг, и память вычленяет что не один и не два абзаца могут кочевать из книги в книгу.

Но то, что умозрительность реконструкций прошлого (и будущего, да и настоящего) человечества (и мира вообще) взлетела в 18-19 столетиях до немыслимых высот, он подметил очень точно. В том брожении умов и кашах в головах рождались самые странные конструкции, часто толком не опирающиеся ни на что, кроме голой фантазии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Так был ли матриархат? Научные мифы
СообщениеДобавлено: 18 июл 2013, 14:31 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 фев 2009, 22:23
Сообщений: 551
Откуда: Рига
Цитата:
Люди еще глупые, Моргана не читали и не знают, что дети рождаются от мужчин. А матерей люди уже знают, и материнский. род — объединение людей, которые считают себя потомками одной женщины или женского мифологического предка.
Товарищ напрасно иронизирует. Племена, не связывающие секс и деторождение, сохранились до настоящего времени. Сам я в таких племенах не бывал, но читал у авторов, которым доверяю.

_________________
FĒLĪX QVĪ QVOD AMAT DĒFENDERE FORTITER AVDET


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Так был ли матриархат? Научные мифы
СообщениеДобавлено: 18 июл 2013, 16:27 
edasi писал(а):
Цитата:
Люди еще глупые, Моргана не читали и не знают, что дети рождаются от мужчин. А матерей люди уже знают, и материнский. род — объединение людей, которые считают себя потомками одной женщины или женского мифологического предка.
Товарищ напрасно иронизирует. Племена, не связывающие секс и деторождение, сохранились до настоящего времени. Сам я в таких племенах не бывал, но читал у авторов, которым доверяю.

есть такие, среди папуасов и индейцев сельвы, одичавшие и деградировавшие. Почему на них всех нужно равнять? Ведь археологи нашли уже неопровержимые свидетельства что у кроманьонцев уже 40 тысяч лет назад были нормальные моногамные семьи, и деторождение тайной для них не было


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Так был ли матриархат? Научные мифы
СообщениеДобавлено: 18 июл 2013, 20:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 фев 2009, 22:23
Сообщений: 551
Откуда: Рига
Варяг писал(а):
edasi писал(а):
Цитата:
у кроманьонцев уже 40 тысяч лет назад были нормальные моногамные семьи, и деторождение тайной для них не было
Человек произошёл от обезьяны. А обезьяны не связывают секс с деторождением. Если даже для кроманьонцев деторождение не было тайной 40 тысяч лет назад, всё равно было такое время, когда оно тайной было. Деградировавшие (или просто недоразвившиеся?) племена всё равно по интеллекту выше обезьян.

_________________
FĒLĪX QVĪ QVOD AMAT DĒFENDERE FORTITER AVDET


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Так был ли матриархат? Научные мифы
СообщениеДобавлено: 19 июл 2013, 08:11 
"человек произошел от обезьяны" - тезис до сих пор недоказанный. Тогда почему у человека 5 % генов которых нет ни о одного живого существа на земле?


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Так был ли матриархат? Научные мифы
СообщениеДобавлено: 19 июл 2013, 17:17 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 фев 2009, 22:23
Сообщений: 551
Откуда: Рига
Варяг писал(а):
"человек произошел от обезьяны" - тезис до сих пор недоказанный. Тогда почему у человека 5 % генов которых нет ни о одного живого существа на земле?
Не знаю, сам не считал. Это слишком много? А сколько было бы в самый раз?

_________________
FĒLĪX QVĪ QVOD AMAT DĒFENDERE FORTITER AVDET


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Так был ли матриархат? Научные мифы
СообщениеДобавлено: 20 июл 2013, 20:35 
Я просто о том что "человек произошел от обезьяны" - утверждение спорное и недоказанное. Более того, есть версия что какая-то инопланетная цивилизация могла вмешаться и привнести часть своих генов в австралопитеков или рамапитеков (те самые 5% "внеземных" генов).


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Так был ли матриархат? Научные мифы
СообщениеДобавлено: 21 июл 2013, 19:12 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 фев 2009, 22:23
Сообщений: 551
Откуда: Рига
Варяг писал(а):
Я просто о том что "человек произошел от обезьяны" - утверждение спорное и недоказанное. Более того, есть версия что какая-то инопланетная цивилизация могла вмешаться и привнести часть своих генов в австралопитеков или рамапитеков (те самые 5% "внеземных" генов).
И одновременно насадила моногамию, не внедрив в геном ген супружеской верности? А без верности моногамия бессмысленна.
На самом деле моногамия это роскошь, которую могут позволить себе только достаточно многочисленные общества. Ведь в этом случае бесплодный супруг обрекает на бездетность и своего, может быть, потенциально плодовитого и генетически ценного, партнёра.
Поэтому у малочисленных племён приняты разные способы добиваться генетического разнообразия. Например, чукчи на время меняются жёнами, а также укладывают гостя на ночь с женой. И т.д.

_________________
FĒLĪX QVĪ QVOD AMAT DĒFENDERE FORTITER AVDET


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB