Фильм пятидесятых годов «Разные судьбы» я смотрел очень давно и помню теперь смутно. Помню, там был такой сюжетный поворот: очень старый мужчина влюбился в очень молодую женщину, которая его каким-то образом хотела окрутить и использовать в своих целях; любви у них никакой не получилось, выяснилось, что девушка – редкая дрянь, а мужчина с горя сочинил ту самую песню, о которой сейчас пойдёт речь. Вот я сейчас проанализировал этот текст и вижу: рифмы откровенно слабые, и это вроде бы упрёк поэту Николаю Константиновичу Доризо. Да и пусть! Древние греки вообще считали рифму погрешностью и обходились без неё, а поэзия у них была не чета нынешней (к слову сказать, Доризо имеет по отцу греческое происхождение, а мать у него кубанская казачка). И ведь самое главное: общее впечатление от текста – сильное! Что касается музыки композитора Никиты Богословского, то и она работает на создание крайне необычного психологического эффекта. Я не музыкант, поэтому сказать что-либо более определённое об этой музыке я ничего не могу – нравится и всё тут… Все сознательные годы своей жизни я то и дело слышал где-то и когда-то эту песню, и она меня всегда восхищала – и в молодости, и сейчас. Хотя, конечно, по своему смыслу – она очень грустная. Но ведь не все же песни должны быть весёлыми. Есенин, может быть, и резко высказался на эту тему, но его слова забыть нельзя: Грубым даётся радость, Нежным даётся печаль…
Вот текст песни Николая Доризо, а мелодию, я думаю, все и так помнят:
Почему ж ты мне не встpетилась, Юная, нежная, В те года мои далёкие, В те года вешние.
Голова стала белою, Что с ней я поделаю. Почему же ты мне встpетилась Лишь сейчас.
Я забыл в кpугу pовесников, Сколько лет пpойдено. Ты об этом мне напомнила, Юная, стpойная.
Об одном только думаю: Мне жаль ту весну мою, Что пpошла неповтоpимая, Без тебя.
Как боится седина моя Твоего локона! Ты еще моложе кажешься, Если я около...
Видно, нам встpеч не пpаздновать! У нас судьбы pазные, Ты любовь моя последняя, Боль моя.
Какие тут нужны комментарии? Да никаких! Песня звучит, и спасибо ей на том. Но вот вчера – а это было воскресенье, 25 апреля 2010 – я случайно включил телевизор, пока нянчился со своим малышом, и услышал снова эту же песню. Это была какая-то повторяющаяся передача, на которой исполняют разные песни, а потом какое-то жюри высказывается по поводу услышанного – хвалят или ругают эту песню или её исполнителей. Я понятья не имею, как эта передача называется и кто её ведёт, потому что телевизор смотрю редко и невнимательно. И вот – что я вижу: выходит на сцену группа крепких парней, всем своим видом, напоминающая викингов – у многих нордические черты, у одного – фальские; один из певцов имеет переднеазиатские черты, но у него лицо святого праведника. Общее впечатление – героические личности. И они поют эту песню. Без музыки, что меня просто повергло в шок и трепет. Меня всегда интересовало: в чём заключается завораживающий эффект некоторых песен? На него всегда трудно ответить, и в этом случае было то же самое. Группа мужественных парней в кольчугах поёт то, что должен петь один-единственный человек. Ведь это лирическая песня! Там одно сплошное Я-Я-Я, а не МЫ! А она здесь исполняется, как эпическая. Разве так можно? После исполнения песни стали выступать члены жюри. Похвалил один человек, другой, кажется, и третий. А затем выступила знаменитая скрипачка Светлана Безродная (по отцу Левина) и сказала, что за все годы своей жизни никогда не слыхала ни про этот фильм, ни про эту песню. А сейчас впервые прослушала – и ничего особенного, ерунда какая-то. А потом выступил кто-то ещё и упрекнул исполнителей в том, что песня, по самому её смыслу, должна исполняться одним человеком, а не группой певцов… Ну и потом была какая-то следующая песня, а я тут же выключил телевизор для того, чтобы у меня из головы не пропало звучание того исполнения. Стал думать: если многие поют от имени одного, то это ведь что-то должно означать? Что? Когда поёт один, а ему подпевает хор, то это идея помощи. Все идут на помощь одному, который что-то высказал, и все дружно усиливают его мысль. Но в этом случае – что-то совершенно другое. Что? Не знаю. Но фантазии кое-какие по поводу этого удивительного исполнения у меня появились. Вот они: Здесь каждый отдельный мужчина поёт сам про себя. Это группа мужественных личностей, а вовсе не хилых стариков, с которыми это случилось. Они пребывают вне нашего времени, где-то по ту сторону жизни. И оттуда с болью и грустью вспоминают то, что с ними произошло в нашем измерении. Изменить ничего уже нельзя – там, где они сейчас находятся, можно только вспоминать о том, что было, но не изменить. И это была песня о готовности истинного мужчины принять любой удар судьбы, каким бы он ни был. И это была нордическая идея. А знаменитая скрипачка – просто дура.
|