Современное значение гидронима: река ГЖАТЬ – правый приток ВАЗУЗЫ (которая в свою очередь является правым притоком ВОЛГИ), протекает на востоке Смоленской области. Современная длина реки после проведения гидротехнических работ отличается от прежней и составляет 67 км. Среднеиндоевропейская конструкция биконсонантных корней для этого гидронима: KW + GwXj + TJ = хмельным напитком + женщин (отданных при обмене) + вспоминали. Звучание в Среднеиндоевропейскую эпоху: ku-gwe-ti. В дальнейшем: kugweti > kŭž’ēti > KЪЖАТЬ – в три слога. После падения редуцированных произошло столкновение двух согласных глухого и звонкого (къж > кж > гж), после чего и возникло современное слово ГЖАТЬ, произносимое в один слог. Кроме того, эпизод ž’ē > жа – не случаен, а носит закономерный характер, ибо таково было правило: долгий гласный [ē] превращался в [a], если оказывался в позиции после мягкого шипящего. Первоначальное значение и пояснения к нему. Биконсонантный корень KW, произносившийся в Среднеиндоевропейскую эпоху как [kw, ku], обозначал идею брожения напитка; в том числе так мог называться и слабоалкогольный напиток из забродивших ягод. Биконсонантный корень TJ, произносившийся как [tj, ti] обозначал идею памяти, воспоминаний, а также тяжкого бремени ответственности. Биконсонантный корень GwXj, произносившийся в Среднеиндоевропейскую эпоху как [gwe], служил для обозначения наших собственных женщин, а точнее – тех женщин, которых мы стремились отдать из нашего племени в племя другое. Для того, чтобы избежать родственных браков внутри собственного племени, женщин брали со стороны, и назывались они биконсонантным корнем JN (произносилось: [jen, in]). Такой обмен женщинами служил укреплению межплеменных связей, если этот обмен происходил добровольно; в тех же случаях, когда имело место насильственное изъятие женщин из племени – похищение врагами или принудительная продажа собственными соплеменниками, – то такие события считались драматическими. Обмен женщинами всегда оформлялся надлежащими ритуалами и увязывался с рекою и ритуальными омовениями в ней. В данном случае река получила своё название по одному из таких эпизодов: женщин отдали в другое племя и уже после этого вспоминали о них, соблюдая нужные ритуалы.
|