С НЕОЖИДАННЫМ ИНТЕРЕСОМ ПОСМОТРЕЛ ФИЛЬМ 1956 ГОДА «РАЗНЫЕ СУДЬБЫ»
Для меня посмотреть полностью художественный фильм – да ещё и старый советский! – это целое событие.
Но вот меня почему-то потянуло на этот фильм, и я с неожиданным для себя удовольствием посмотрел его.
Особое внимание уделял лицам, одежде, обстановке в квартирах. Антропологические и психологические характеристики – это само собою.
Можно сказать так: советская пропаганда, рекламирующая равенство возможностей в социалистическом обществе и подталкивающая людей на правильную жизнь, вместо неправильной.
Но, между прочим, герои фильма всё время курят, а это как раз неправильно, но в те времена этого не понимали. А одна сцена с курением мне даже понравилась:
Знаменитый композитор исполняет свой потрясающий романс (кстати: на фоне шикарной дореволюционной мебели!), а его друг с трубкою во рту слушает это исполнение. Слушает и пыхтит табачным дымом со страшною силою, и получается мощное облако, за которым едва-едва видна героиня романса, стоящая вдалеке.
У меня такое впечатление, что фильм был жестоко урезан – возможно, ещё на бумаге, когда только писался сценарий! Столько недомолвок, что остаётся только догадываться, что там было вырезано.
Вот что удивляет: Стёпа после окончания школы учился в институте на вечернем отделении, а его при этом не призвали в армию. Насколько я знаю, отсрочку давали только тем, кто поступил в высшее учебное заведение на очную форму обучения. Заочники и вечерники считались людьми второго сорта, им прерывали обучение и беспощадно забирали в армию… Так вот Стёпу не забрали. Возможно, в 1956-м году всё было не так, как стало потом при Брежневе, но этот момент в фильме удивляет.
Потом так: Федя женился на Тане, но не жил с нею. Как и почему так получилось – непонятно. Тут явно какая-то недомолвка, и сюжет от этого страдает настолько сильно, что временами кажется бессвязным.
Идём дальше. Стёпу не принимают в партию. При советской власти это считалось позором, и мне непонятно, с какою целью это вообще показано в фильме. Стёпа явно замешан в каком-то длительном противостоянии на заводе между разными силами, и неясно, что это за противостояние. Получается, что зритель должен верить на слово: вот это плохие люди, а вот это хорошие… В общем, тупая цензура и тут поработала.
Но у меня просто вопрос самому себе: почему при всём при этом фильм поучился хорошим?
Победили живые образы: красивые молодые люди, красивые поступки одних и некрасивые других. Романс «Почему ты мне не встретилась…» – это вообще шедевр на все времена! Улицы ночного Ленинграда, да и дневного – тоже. Индустриальные панорамы, которые удивительным образом завораживают, а не ужасают.
Когда фильм создавался, мне было шесть лет, и я теперь смотрю на одежду тех времён и вспоминаю её. Я тогда жил в самом-самом центре Ростова в ужасных тесных трущобах, но рядом с величественным парком, окружённым величественными зданиями. Гулять у нас во дворе было неприятно, и мы всё время ходили туда… И было так: прекрасное и ужасное – рядом. А ещё ведь были по всему Ростову огороженные заборами руины, в которых любили прятаться грабители и воры.
И я вспоминаю разговоры взрослых – мои родители, тётушка, дедушка и бабушка, наши соседи; знакомые, которые приходили в гости. Взрослые и меня всё время таскали по гостям. О чём говорили люди того времени?
Ругали советскую власть непрерывно – это я точно помню. Я не помню, чтобы о советской власти кто-нибудь отзывался хорошо в дружеской непринуждённой беседе. Много говорили о бытовых проблемах и о снабжении – того нет в продаже, этого нет. Много говорили о бандитизме в городе, о мошенничестве, о взяточниках и вымогателях. И постоянно вспоминали войну.
Фильм «Разные судьбы» совершенно не похож на то, что я помню с детства. Возможно, это в Ростове было так тяжело, а в Ленинграде всё было легче. Но, даже если допустить, что всё это враньё, то и тогда интересно. Смотришь – как сказку.