О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У ГОМЕРА У него две книги – «Илиада» и «Одиссея» – и два ответа на вопрос: в чём смысл жизни? В первой книге на этот вопрос отвечает Ахиллес, во второй: Одиссей. Я всё многократно перечитывал и всё знаю наперёд, но пока буду говорить только о первой книге. Сегодня я прочёл 8-ю и 9-ю песни «Илиады». 8-я меня в этот раз не очень впечатлила, а вот 9-я – это да! Завтра буду ещё раз перечитывать её, чтобы сильнее проникнуться её великими идеями. В 9-й песни много всяких событий, но главное вот что: Ахиллес рассуждает о том, как ему жить, точно зная из Высших Инстанций, что у него – только два выбора. Первый выбор. Отказаться от дальнейшего участия в войне и вернуться домой. Ахиллес рассуждает так: мне троянцы ничего плохого не сделали, а Елену они украли не у меня. Вот у кого украли, тот пусть и разбирается, я вернусь домой со своим воинством и буду жить долго и счастливо. Но, правда, славы мне не будет за это никакой. Второй выбор. Ахиллес прекрасно понимает, что Троя – это средоточие мирового зла. И это зло нужно победить. Но ему точно известно от своей матери богини Фетиды, что он в войне с троянцами должен погибнуть. Но после этого его ждёт слава одного из величайших греческих героев. В 9-й песни Ахиллес решает, что лучше жить долго и счастливо и не быть при этом героем, чем погибнуть в молодости и после этого стать одним из величайших… Но я-то знаю наперёд, что будет дальше. Он всё-таки ввяжется в войну. В самом тексте «Илиады» не рассказывается о том, как он будет убит, но мы-то знаем из других источников, что он потом погибнет при штурме Трои. Гомер-то сочинил на самом деле не две поэмы, а несколько. До нас дошли только две, а остальные мы знаем лишь в кратких пересказах, оставшихся от греков. Вот в этих пересказах и говорится о его смерти. Но в самой «Илиаде» есть другая сцена (я до неё ещё не добрался): битва Ахиллеса с Гектором. Это самая потрясающая и многозначительная сцена во всей европейской литературе. А поскольку европейская литература и мировая – это практически одно и то же, то и во всей мировой. Это некая кульминация всей Европейской цивилизации. Её высшая точка. В описываемые Гомером времена греки выглядели не так, как сейчас, а принадлежали к нордической расе – все сплошь были блондинами, так же как и их боги, за исключением одного Посейдона, который был брюнетом. Так вот, поведение у Ахиллеса – нордическое, и оно не всем людям сейчас понятно. Христианство ещё не пришло на европейскую землю, а нордические язычники того времени жили и мыслили по-своему, И они не умели или не любили прощать. И всегда мстили и в своей мести могли остановиться только в том случае, если встречали противодействие. Если нет, то мстили до конца. Приведу простой пример: война с Наполеоном. Русские войска берут Париж и, с точки зрения нордического менталитета, этот город нужно было стереть с лица земли за то, что французы натворили у нас в Москве. Лично мне это их поведение непонятно, и я осуждаю Александра Первого за то, что он так повёл себя. Тюфяк! Французы не простили нам нашей мягкотелости и в скором времени снюхались с англичанами и устроили нам ужасную и позорную для нас Крымскую войну. Второй пример: взятие Берлина. То же самое: можно было стереть Берлин с лица земли. Но – не стёрли. У меня есть фотография, где мой отец в городе Берлине стоит в компании шестерых своих фронтовых друзей, и все они на снимке такие уравновешенные, чистенькие и спокойные, аж любо-дорого глядеть, а на дворе, между прочим, всего лишь конец мая 1945-го! Это означает, что нордический менталитет в России не прижился, и это при том, что древние славяне были нордическим народом. «Война и мир» – великая эпопея, но, конечно, Толстой не сумел выполнить первоначальной задачи: заткнуть за пояс Гомера. А он поначалу ведь заявлял: превзойду, мол, «Илиаду». Ага, держи карман шире – не превзошёл! Но один по-настоящему потрясающий персонаж там есть: это второстепенный Долохов. Он самый невероятный из всех, и, между, прочим, Толстой описал его с нордическими чертами. Повесть «Казаки» – это был тот самый материал, из которого и можно было сделать настоящую эпопею, далеко превосходящую «Войну и мир», но Лев Толстой сам не понял до конца, какой невероятный материал оказался у него в руках. Зануда! «Цусима» – великая русская эпопея, но там автор оказался слишком простодушным для такого материала. Там нет великих героев. Единственным примером – но, увы, печальным! – является роман «Как закалялась сталь» Островского. Там есть герой – Павел Корчагин. Но всякий человек, сражавшийся за торжество советской власти, это преступник, поэтому Павел Корчагин – это героическая личность, вне всякого сомнения, но – злодейская. Образно говоря, это Гектор, на которого в русском народе не нашлось своего Ахиллеса. Жуковский о Гомере писал так:
Веки идут, и веки уходят; а пенье Гомера Всё раздаётся, и свеж, вечен Гомеров венец. Долго думав, природа вдруг создала и, создавши, Молвила так: одного будет Гомера земле!
|