Идёшь, бывало, по улицам Ростова – в старом центре или на окраинах – и видишь: – то разбитый асфальт, – то забор покосился, – то планировка улицы глупейшая, – то мусор вывалился из бака… Идёшь вот так, бывало, и думаешь: а ведь где-то же на Западе живут же люди, и у них во всём порядок – всё параллельно и всё перпендикулярно, всё у них там чисто, всё правильно. И всё сверкает и сияет и вообще: сплошной праздник жизни. Почему у нас не так, как у них? Есть очень простое объяснение этому различию: у нас православие и духовность на первом месте, а у них католицизм или протестантизм, и на первом месте – материальная сторона жизни. Мы духовны и возвышенны настолько, что даже и расхлябаны, а иногда и просто производим впечатление придурков. А они материальны настолько, что их упорядоченность иногда производит впечатление идиотизма: жадные, расчётливые, корыстолюбивые, но очень упорядоченные. Мы не выполняем законов по причине нашей расхлябанности, а они неукоснительно выполняют всё, что им прикажут. А если приказывает идиот, вроде Гитлера, то всё равно будут выполнять. Может быть, нужна какая-то золотая середина? Да, хорошо бы. Но – несбыточно. Украина, и особенно Западная, где живут униаты, – это попытка примирить католицизм и православие. Что из это получилось – мы видим. Был такой американский писатель: Норман Мейлер. А у него был роман «Нагие и мёртвые». Там описывается, как во время Второй Мировой войны американская армия высадилась на большом тропическом острове в архипелаге Бисмарка, и как она там расположилась. Американский генерал идёт через палаточный лагерь и смотрит на платки солдат: везде образцовый порядок, а вокруг палаток бережно вырыты канавки, чтобы дождь, стекающий с палатки, утекал потом туда, куда нужно, а не внутрь палатки. И генерал думает: «Эти солдаты не собираются никуда наступать. Они просто расположились на отдых и так и собираются отдыхать и дальше». А по сюжету романа, им надо было двигаться дальше. Но никто не хотел… Ибо это была небоеспособная армия! Вот так и у нас. Идёшь по разбитым улицам, смотришь на глупейшую планировку, перекошенные заборы и разбитый асфальт и говоришь: – С этим безобразием нужно бороться! Нужно делать так, чтобы было хорошо, а не плохо! А о чём думает человек Западного мира, идущий по правильным улицам, где кругом – всё правильное? И дороги правильные, и люди правильные, и мысли в головах – правильные… Такой человек думает: ничего изменять не надо, всё и так хорошо. Я – правильный человек, я – венец природы! Куда ж лучше-то? И они заходят в тупик и терпят неизбежное поражение. А мы находимся в вечном поиске, сами себя проклинаем за непутёвость, но стремимся к лучшему. Это не мы дураки, а они умные. Это принципиально разный способ существования. У православных он один, а у католиков и протестантов – другой. Русская придурковатость – очень часто это всего лишь маска умного и хитрого человека, которому выгоднее казаться дурачком, чем умным. Западная многозначительная одухотворённость в их лицах и в поведении – это тоже маска, но за нею всегда кроется либо пустота и бездуховность, либо что-то ещё и похуже. Не хочу говорить – что именно, а то нарвусь на неприятности.
|