Моему младшему сыну Николаю 7 лет, и с 1-го сентября он идёт в школу. В садик мы его не водим, потому что там плохо кормят и ничему не учат. И я сам занимаюсь с ним. Вчера и сегодня проходили с ним ФОНЕТИКУ… Вчера он спросил меня: а есть ли в латинском алфавите буквы Я, Ю, Ё и Е? Я объяснил ему то, что он знал и раньше: буквы Я, Ю, Ё и Е обозначают каждая по два звука, и древние римляне, – ежели хотели сказать Я, то писали своими буквами JA, – а если хотели сказать Ю, то писали JU, – если хотели сказать Ё, тописали JO, – если хотели сказать Е, то писали JE. Коля всё это прекрасно понял, потому что уже почти выучил латинcкий алфавит; знает, кто такие римляне и почему они великие люди; знает, кто такие были латиняне и почему алфавит римлян называется латинским. Выяснили. Пошли дальше. Про то, что русские буквы Я, Ю, Ё и Е означают по два звука каждая, он у меня уже знал давно и даже спросил меня однажды: какими должны считаться это буквы – гласными или согласными? Я ему объяснил, что принято называть их гласными, но это не очень хорошо, ведь в каждом случае это согласный звук [й] и какой-то гласный звук. Он понял, и ещё вчера я ему объяснил, что на свете есть буквы, а есть фонетические знаки. Например, есть слово ЯД, которое пишется двумя буквами, но изображается тремя фонетическими знаками: [йат]. Слово ЁЖ пишется фонетическими знаками так: [йош], а слово ЁЖИК – так: [йóжык]. И он всё прекрасно понял. А сегодня мы закрепили пройденный вчера материал и поняли, что слово КОНЬ записывается фонетическими знаками так: [кон’], а слово ОГÓНЬ – так: [агóн’]. Ну, и другие подобные примеры поработали. И он всё понял! Я ему объяснил всё так: есть буквы, и это святыня. Мы должны писать МОЛОКÓ и ГОЛОВА́, потому что так произносили и писали наши уважаемые предки, и из уважения к ним мы пишем так же, а фонетические знаки – это то, что мы произносим сейчас на самом деле, а говорим мы так: [малакó] и [галава́]. Фонетические знаки пишутся в квадратных скобках, чтобы мы не думали, что это буквы. Буквы – это святыня, а фонетические знаки – это не очень важно, но это знать надо. Когда Коля пойдёт в школу, и там дети будут приходить в ужас от того, что каждое слово нужно записывать двумя способами – то САД, то [сат], Коля отнесётся к этому совершенно спокойно и в ужас не придёт. Я ещё буду с ним заниматься. Надо будет объяснить, почему в слове ПЯТЬ, буква «Я» читается как один звук, а не как два: [п’ат’], ну и так далее: ТЁТЯ – [т’óт’а], а ЛЮБЛЮ́ – [л’убл’у́] Не сомневаюсь в том, что он это всё легко поймёт.
|