Подумал недавно: "Если уж я занимаюсь репетиторством с чужими детьми и накачиваю их всякими ценными сведениями по русскому языку и по литературе, то почему бы и со своим собственным сыном-третьеклассником не позаниматься дополнительно? И не дать ему каких-нибудь трудных и важных знаний по русскому языку?" Стал заниматься и, по ходу дела, дал ему трудное задание – найти подлежащее в двух следующих предложениях: – За моим окном видна река Москва. – За моим окном видна Москва-река. Коля догадался, что подлежащее в первом предложении – река, а во втором – Москва. Тогда я спросил его: а что такое в первом предложении МОСКВА и во втором РЕКА? Он ответил правильно: приложение. Никакого приложения они в школе не учили и, я подозреваю, оно вообще не входит в школьную программу. Кого из детей ни спрошу, никто не знает даже такого слова. Подумав, я попросил Колю обосновать свой ответ подробнее. Он сделал это правильно, но довольно бестолково. И тогда я объяснил ему всё чётко: приложение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ?.. В первом предложении я заявляю, что вижу за окном реку. И на вопрос, какую именно, следует ответ – Москву (а не Кубань и не Енисей). Во втором предложении я заявляю, что вижу у себя за окном Москву, но – непонятно какую, ведь их две! Одна Москва – это река, и это и есть главное и первоначальное значение этого слова, а вторая Москва – это город. Я заявляю, что вижу у себя за окном Москву, но – непонятно, что я имею в виду – реку или город. И на вопрос, какую именно Москву я вижу, следует ответ – реку. И потом я заметку об этом опубликовал в Интернете и получил опровержение от одной читательницы: Москва-река – это одно слово, потому что пишется через дефис, и не может такого быть, чтобы одна половина слова была подлежащим, а другая – приложением! И тогда я возразил: а Ростов-на-Дону – это тоже одно слово? А Петропавловск-Камчатский? Женщина упёрлась и ответила: одно! Я в своей книге "Записки мятежного учителя" много писал об агрессивных женских коллективах, которые ломают попавшего туда мужчину. Он или сам там становится бабою, или в ужасе сбегает. Женской агрессии надо давать отпор. Ведь это типичное рассуждение типичной учительницы: пишется через дефис – значит, одно слово! Но доказать ничего нельзя. Если женщина упёрлась во что-то, то она скорее умрёт, чем поменяет своё мнение... Я объяснил Коле про не очень умную тётю, про дефисы и прочие дела. Вот такое неожиданное продолжение получила тема приложения.
|