На самом деле – образ только один. И категория тоже одна. Но для простоты изложения мне придётся говорить, что их три.
Это образ параллельного мира, который будоражит человеческое воображение. Он же и категория – и не только эстетическая, но и нравственная: если у человека нет и никогда не было мечтаний или представлений о далёких и таинственных мирах, то у этого человека не всё в порядке с головою или совестью.
На самом деле, всё намного проще, и этот образ преследует нас каждый божий день на всех уровнях: в быту, на работе, в городе, на экране телевизора, во сне.
Приведу простейший пример: мы смотрим на поезд, несущийся мимо нас тёмною ночью. Там светятся окна, и там сидят какие-то люди (таинственныe!), и они куда-то едут и что-то необыкновенное знают… Но вот поезд промчался, и наступила тьма. И тишина. Это и был некий параллельный мир, промчавшийся мимо нас. Скорее всего, ничего в том поезде не было ни интересного, ни волшебного. Но нам так не показалось. Мы приписали этому поезду со светящимися окнами некую таинственность и хотя бы на минутку вообразили себе бог знает что-то или вспомнили своё детство. Это то самое, что я имею в виду. Если кто-то думает, что я речь поведу о мистике, то пусть дальше не читает. Нет у меня этого.
В окружающей нас жизни образ параллельного мира встречается в трёх оформлениях.
Первое. Это образ окна. Будем исходить из того, что окно – это оптический прибор, служащий для разглядывания параллельного по отношению к наблюдателю мира. Допустим, я из окна своей тёплой квартиры смотрю на дождь, слякоть и ветер, которые свирепствуют на улице. Там одно, здесь другое. Дождь за окном – это всегда сильное зрелище.
Второе. Образ двери. А также образ ворот, калитки, арки, любого входа из одного пространства в другое, любого рубежа. Будем исходить из того, что дверь – это особое техническое приспособление, с помощью которого мы переходим из одного пространства в другое. Из тёплого дома мы выходим на морозную улицу. Заключённый выходит из тюрьмы на свободу – позади одно пространство, впереди другое. Парашютист выпрыгивает из самолёта… Ну и так далее. Это всё переходы.
Третье. Образ зеркала. Оно не обязательно должно быть стеклянным – оно может быть и водяным, и металлическим. Зеркалу люди всегда приписывают мистические свойства.
Сплошь и рядом случаются всякие варианты: функции зеркала может выполнять окно; раскрытая дверь может выполнять функцию окна, через которое смотрят наружу, а выбраться в другой мир можно не только через дверь, но и через окно; зеркало иногда кажется нам окном в другой мир, а в сказках иногда описывается, как люди проходят сквозь зеркало, словно бы это дверь, и попадают в какое-то новое царство.
Я помещаю 11 фотоснимков (на мой взгляд прекрасных), которые иллюстрируют эти мои мысли. И жду продолжения от своих читателей в этом же духе. Пусть это будет 111 снимков, ли 1111, ну, в общем, целая галерея.
Присылайте, что у кого есть. Но только хорошие вещи – плохих не надо.