ЭКСПЕДИЦИЯ ЛАТИНИСТА

Внимание! В Интернете существует несколько дневников, которые ведутся от моего имени, но не мною и вопреки моей воле. Настоящий Латинист – только здесь. Всё остальное – фальшивки!
Текущее время: 29 мар 2024, 17:01

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Бог СЕМАРГЛ
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2009, 23:45 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4856
Это слово СЕМАРГЛ, о котором сейчас существует мнение, будто это славянское божество огня. Я понятья не имею, так ли это на самом деле было в поздние уже общеславянские времена, но первоначальное значение этого слова лежит передо мною, как на ладони. И оно не такое.
Это такая среднеиндоевропейская конструкция, состоящая из трёх частей:
– se – идея сеяния:
– mer – идея смерти;
– gwel – копьё или дротик.
В те времена все значения были очень приблизительными, а категории множественности или единственности не было даже и в помине – как в современном японском языке. Впрочем, тогда не было вообще никаких грамматических категорий.
И, таким образом, пересказывается эта конструкция на современный русский язык таким образом: сеющий смерть копьями.
Видимо, имелся в виду какой-то могущественный человек или божество.
Звучало это так: se-mer-gwel. В три слога, между каждым слогом делалась пауза, и каждый слог произносился со своею особою интонацией.
Каким образом конструкция se-mer-gwel стала произноситься СЕМАРГЛ или СИМАРГЛ – я бы мог объяснить, но это объяснение было бы очень длинным и нудным для моих читателей, и потому я его опускаю.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статья 849-я в моём словаре
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2009, 13:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 28 сен 2009, 11:47
Сообщений: 129
Разве "бог огня" (в его деструктивном аспекте) не вяжется с "сеющий смерть копьями"?
Кроме того, это же могло быть просто "копье, сеющее смерть", то есть название легендарного какого-то оружия, типа Эскалибура...

_________________
Ex Borea Lux! - http://intertraditionale.kabb.ru


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статья 849-я в моём словаре
СообщениеДобавлено: 07 ноя 2009, 22:48 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4856
Ну, ты загнул! В те времена все значения были очень примитивны. Это были очень дикие люди. У них в языке не было даже подлежащего и сказуемого, не было числительных, не было местоимений...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статья 849-я в моём словаре
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2009, 01:43 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 май 2009, 15:26
Сообщений: 133
Откуда: Московская область
По поводу "СЕМАРЬГЛА" (а именно так написал Никон в своей летописи при перичислении кумиров Владимировского пантеона в Киеве, что является первым письменным упоминанием этого слова) есть отличная статья Озара Ворона (историка, изучающего языческую Русь), опирающаяся на работу Фаминцина. Тут все версии относительно этого Семарьгла разложены по полочкам. Сначала привожу ссылку на саму статью (рекомендую прочитать целиком), а ниже наиболее значимые на мой взгляд выдержки из неё:
http://smelding.livejournal.com/113613.html
...
Итак, что же мы знаем о Семарьгле на самом деле? Во-первых, этот персонаж имел статус Бога, то есть пользовался самостоятельным почитанием («наричюще я богы»), что исключает из круга поиска всех и всяческих «мифических животных», «посланцев Богов» и т.д. Во-вторых, его изваяние называлось «кумиром», то есть он представлялся почитателям в человекоподобной форме – что выводит, в свою очередь, из игры всевозможных «птицепсов», орлов и прочих летучих мышей. «Птицепсы» же древнерусских изображений, скорее всего, банальные «змеи»-драконы. В-третьих, место в перечне кумиров говорит о его положении ниже Стрибога, «деда»-повелителя ветров и выше Мокоши – Земли. Косвенные данные – замещение Переплутом-Пергрубием, жертвы которому приносились 23 апреля – позволяет вести поиски в направлении весенне-летних земледельческих обрядов. Поскольку же Божество такого масштаба и относящееся к такого рода культу не могло сгинуть бесследно, то мы имеем полное право предполагать, что произошла ошибка, и имя Божество изначально было искажено писцом, впоследствии же – описка была растиражирована многократным переписыванием, и в составе цитаты из летописи попала в поучения против язычества.
...
В 1884 году А.С. Фаминцын в своей работе «Божества древних славян» высказывает весьма остроумное предположение. Согласно ему, переписчики приняли за две буквы — «ьг» — одну, «ы». Читать, по мысли Фаминцына, следует не «Семарьгла», а «Сем Ярыла» (напомню, что древнерусское «Я» писалось как «ia»). Слово «Сем» Фаминцын истолковывал от древнеиталийского Semo — полубог, находя много сходств в культе италиков с одной стороны, и древних славян — с другой.

Полагаю, здесь не надо объяснять, что культ Ярила нигде, кроме сочинений мифологов «солярной» школы и пьесы Островского «Снегурочка», не имел отношения к солнцу. Ярило (украинский и белорусский Ярыла, западно-украинский и словацкий «Зеленый Юрий», Геровит или Яровит балтийских славян, Герман болгар, Jарило сербов) – это общеславянское Божество со сходными обрядностями, датами праздников и функциями. Его облик – юноша в белом одеянии, на белом коне, в зеленом венке, которого встречают весной (в двадцатых числах апреля, когда балты чествовали Пергрубия-Переплута), и старик с огромным мужским членом, которого «хоронят» летом (в начале июня, реже – на Купалу). Его праздники, особенно те, что посвящены «проводам» или «похоронам» Ярила, носят оргиастический характер, а в песнях и прочих обрядовых текстах воспевается его роль в плодородии земном и людском. Интересно, что в ряде русских регионов погребаемую летом куклу зовут не Ярилом, а Семиком, и Семиком у русских вообще называются весенне-летние земледельческие праздники, что позволяет не привлекать для трактовки приставки «Сем» италийские корни. Однако настолько архаичное и широко почитаемое Божество не нашло отражения в средневековой письменности, что позволило ряду исследователей отмахнуться от него, как от позднейшего порождения «кабинетной мифологии» - даром, что культ Ярила широко отражен в фольклоре.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статья 849-я в моём словаре
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2009, 20:21 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4856
Я подумаю ещё. Тут есть над чем... Если буду сомневаться в правильности своих выводов, то просто уберу эту статью из словаря.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статья 849-я в моём словаре
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2009, 22:08 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 май 2009, 15:26
Сообщений: 133
Откуда: Московская область
А вы можете вывесить на форуме статьи про Сварога, Даждьбога, Стрибога, Ярило и Мокошь? Я буду вам очень признателен. Просто у исследователей существует очень много вопросов относительно этимологий имён Богов. Например, некоторые считают, что Стрибог - Старшее Божество, т.к. по-древнерусски стрый - дядя по отцу, другие - что Стрибог ассоциируется с ветрами (фрагент из Слова о Полку Игореве: "Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полки Игоревы" + по-моравски stri - ветер, приносящий бурю). И большинство ссылается на Фасмера. В общем, как сами понимаете, однозначных ответов практически нет. В виду этого интересно узнать вашу точку зрения и как-то прояснить для себя общую картину.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статья 849-я в моём словаре
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2009, 22:47 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4856
Мокошь или Макошь тут всё упирается в первый слог: ma или mo, и очень трудно понять, что именно здесь было на Среднеиндоевропейском (СИЕ) этапе, потому что у праславян гласные [a] и [o] полностью совпали. Понять можно только по смыслу – если удастся.
Так вот: ma – это идея материнства, а mo – это идея громадности, мощи, большой силы. То есть совершенно разные вещи. На самом деле есть и другие поводы для сомнений – только по первому слогу!
Если бы решился первый слог, то со вторыми двумя было бы проще. А тут изначально было ТРИ слога, а не два.
Можно было бы отработать обе версии и всё на этом. Что я и сделал. Пока впечатление такое, что всё вместе означает нечто силовое и грозное, а не материнское. Если это было божество, то какое-то мстящее или воинственное – пока так кажется.
Идея земледельческого плодородия здесь не звучит ни при каком варианте.

СТРИБОГ - корень СТРИ-. Это как-то связано с течением, устремлением или стремительностью.

ЯРИЛО - опять: AR или OR, а это совершенно разные значения...

СВАРОГ - непонятно, почему СВАР-, а не СВОР-... Буду думать. Чтобы было СВАР- нужна долгота гласного, а чтобы была долгота - для этого нужны причины. А они могут быть разными. А без причин СВАР- невозможно, а раз оно всё-таки есть, то это может означать только одно: заимствование из неславянского языка...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статья 849-я в моём словаре
СообщениеДобавлено: 08 ноя 2009, 23:18 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 май 2009, 15:26
Сообщений: 133
Откуда: Московская область
Спасибо!
Кстати, по поводу Макоши (Мокоши). Она традиционно изображалась (на вышивке, например) женщиной с непропорционально большими руками и головой. Может сначала был заложен один смысл, а потом немного переосмыслен из-за созвучия? Ведь когда речь идёт о сакральном, такое встречается.
Помимо Великой Матери (непосредственно свзанной с инициацией - суровым и страшным для детей обрядом перехода от несамостоятельной жизни ко взрослой, когда человек получал право принимать решения) она почиталась как Богиня-Пряха судеб, в какой-то степени аналог Мойр/Норн и покровительница женского домашнего хозяйства (прядение, уборка). В общем, тут всё очень сложно и совсем не однозначно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статья 849-я в моём словаре
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2009, 08:13 
тут нужно проводить сравнительный анализ, в т.ч. с языками соседних народов в т.ч. неиндоевропейской группы. мне ткажется что Ма-Кошь угро-финская богиня - Мари, Маа-ска-ва, - ма - все таки это мать, мать-земля.


Вернуться к началу
  
 
 Заголовок сообщения: Re: Статья 849-я в моём словаре
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2009, 10:17 
Не в сети
Администратор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 15 фев 2009, 17:12
Сообщений: 4856
МОСКВА - индоевропейское слово. Описано у меня в словаре гидронимов.
У финнов те же корни, что и у ИЕ. Из 203 они сохранили 198.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB