Сделать можно только одно-единственное: ввести в приказном порядке. И ничего больше. Для этого нужно совершить два действия: 1) Академия Наук должна издать соответствующее постановление, и 2) Правительство должно закрепить это законодательно: эта буква в обязательном порядке должна писаться во всех без исключения текстах – художественных, публицистических, документальных. Какое-то время после этого будут наблюдаться торможение, брожение умов, чья-то тупость и прямой саботаж, но со временем этот закон будет всё-таки работать. На весь процесс уйдёт лет двадцать – я так думаю. За это время появятся новые документы, книги и самое главное – новое отношение к этой проблеме, и она с годами просто исчезнет. Если бы наше государство было культурным, а не варварским, каковым он является сейчас, то у нас была бы цензура, И эта цензура запретила бы всякие обсуждения необходимости буквы «Ё» и всякую критику в её адрес. Но, увы – об этом сейчас можно только мечтать: о мудрой Академии Наук, о культурном Правительстве и о цензуре… Но тогда есть другой способ: пусть каждый человек в отдельности, если он считает себя сыном или дочерью Отечества, сочтёт своим гражданским долгом всегда соблюдать написание этой буквы. Пусть каждый человек доведёт это до сведения своих детей, и это уже будет хорошо.
Теперь немного об истории этого вопроса. Букву «Ё», как известно, изобрёл Карамзин более двухсот лет назад, и честь ему и хвала за это. Удивляет только то, что гениальный Ломоносов почему-то не сделал этого же самого до Карамзина. Я знаю, почему он не сделал этого, но прежде нужно успокоить тех людей, которые опасаются, что эта буква будет вовсе отменена. Опасность не в том, что она будет отменена, а в том, что она ещё не слишком хорошо прижилась в национальном сознании русского народа. Дело в том, что в древнерусском языке никто не говорил СЁСТРЫ, МЁД, ЗВЁЗДЫ. Произносились эти слова (но не писались!) примерно так: СЭСТРЫ, МЭД, ЗВЭЗДЫ. Вместо нынешнего ОН НЕСЁТ, древние русичи произносили ОН НЭСЭТЬ. А потом появилось нынешнее произношение – вроде бы так. Да только не совсем. Дело в том, что такие фонетические изменения происходят очень медленно и растягиваются на многие века. Их непременным условием является вот что: они незаметны на памяти одного поколения! Не было так, что вчера говорили МЭД, а завтра все проснулись и стали вдруг говорить МЁД. Переход был плавным и занял, я так думаю, не менее пятисот лет. Вот потому-то гениальный Ломоносов и не придал значения этому изменению: в его сознании оно ещё не оформилось в нечто крепкое, стойкое. Фонетическими символами этот переход изображается так: o > œ > ’o. Последний знак в этой цепочке означает обыкновенный гласный звук [o], которому предшествует мягкость предыдущего согласного. Процесс этот произошёл в трёх славянских языках: в русском, в белорусском и в польском. Он же произошёл и в литовском языке, который и является инициатором этого процесса, но там была своя чисто литовская специфика: вместо звука [œ], там получился звук [æ]. Этот процесс является отражением очень древнего индоевропейского фонетического явления, которое, по непонятной причине, возродилось во всём индоевропейском мире только у литовцев, а от них передалось части славян, ибо литовцы с древних времён имели непонятно сильное влияние на русский язык и некоторые другие славянские языки. Впервые же похожий процесс заявил о себе на ранней стадии Среднеиндоевропейского этапа, когда все индоевропейцы говорили на одном-единственном языке, и у них не было даже диалектного членения. Процесс этот очень похож на то, что возродилось потом многие тысячелетия спустя у трёх славянских народов, и записывается он так: o > œ > o. Последнее звено этой цепочки здесь не содержит указания на мягкость предыдущего согласного, а так-то всё – то же самое. Но вот что характерно: даже и тогда, во глубине многих и многих тысячелетий, этот закон срабатывал не всегда. По моим приблизительным прикидкам, он не срабатывал в десяти процентах случаев. Причины у этого сбоя кроются в том, что все гласные звуки произносились индоевропейцами с разными интонациями, и при наличии какой-то одной интонации это правило не срабатывало. Нынешняя буква «Ё» это, стало быть, не чья-то прихоть, а отражение древних индоевропейских фонетических процессов, которым, по самым скромным подсчётам – не меньше 20 тысяч лет.
|