ЭКСПЕДИЦИЯ ЛАТИНИСТА http://literra.listbb.ru/ |
|
Шуточки с переходом из одного пространства в другое http://literra.listbb.ru/viewtopic.php?f=77&t=1483 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | Latinist [ 04 дек 2011, 18:56 ] |
Заголовок сообщения: | Шуточки с переходом из одного пространства в другое |
В последнее время мы с сыном любим смотреть видеозаписи с двумя гениальными певицами. Одна – латышка Элина Гáранжа, а другая кубанская казачка Анна Нетребко. Я их называю сынишке так: тётя Эля и тётя Аня. Он их очень любит обеих, и когда они поют, он слушает их как заворожённый. Сегодня мы смотрели с ним вот эту запись: http://www.youtube.com/watch?v=p_kaOYC_ ... FAmP2VSEw5 Тётя Аня была просто в ударе и вытворяла на сцене всякие безумства: швыряла цветы в публику, как-то задевала музыкантов или людей из публики. Зал – чуть ли не рыдал от восторга. А я смотрел-смотрел на это, а потом и подумал: «Что всё это означает? Ну, то, что она делает?... Зачем это всё?» И вот что я понял: тётя Аня щеголяет перед зрителями не только своим невероятным артистизмом – это ладно! – она блещет своим умением с лёгкостью переходить из одного пространства в другое. Из художественного в реальное и обратно. А человек так создан, что для него разница между этими пространствами – священна. И это у него выработалось задолго до возникновения театра и опер – много тысячелетий тому назад. Ритуалы у людей были всегда, и совершение ритуала всегда считалось священным действом и вызывало у людей трепет. Пока жрецы пели песни вокруг костра с жертвоприношением, попробовал бы кто-нибудь из зрителей нарушить ход ритуала, и что бы с ним после этого было? Да его бы убили на месте за святотатство! Или бы жрец вдруг захотел отвлечься от своего священнодействия и заняться бы чем-нибудь бытовым – поговорить с кем-нибудь из зрителей о погоде, например? Этот бы жрец лишился авторитета! А театр и выступление певца на сцене (да ещё и гениального певца, а не простого!) – это ведь в чистом виде ритуал. Люди, сидящие в зрительном зале, остро ощущают, что они в одном мире, а то, что на сцене – это другой мир. Что происходит, когда кто-то посторонний выходит на сцену, на которой идёт спектакль? Всеобщий шок (вспомним Дубровку). А что происходит, когда актёр во время игры выходит в зрительный зал? То же самое – сильное впечатление, хотя многие теперь этим злоупотребляют. Между тем, тётя Аня с лёгкостью проделывает такие штуки. Хорошо это или плохо? Я думаю, это плохо. Это отвлекает зрителей от исполнения. Люди начинают удивляться или даже восхищаться такому переходу. В случае с тётей Аней – у зрителей это вызывает полнейший восторг и умиление… Между прочим, тётя Эля таких вещей, как я понял, никогда не делает, а она по гениальности не уступает тёте Ане. А я со своим маленьким сынишкой очень любим слушать ещё одну тётю Аню по фамилии Герман. Так вот, и та тоже такими штуками не стала бы злоупотреблять… Итак, есть художественное пространство и реальное. И при большом желании можно совершать прогулки из одного в другое… Но в чём смысл таких переходов? Ведь ничто не бывает просто так! Можно сказать: да ни в чём! Тёте Ане захотелось порезвиться, вот она и скидывает с себя туфли на сцене и танцует босиком, а потом ещё и обнимая первого скрипача, продолжает петь, время от времени хохоча – не по тексту арии, а просто потому что ей весело. Никакого особого смысла в этом нет! Как бы не так! Смысл есть и глубочайший. Артист, который с лёгкостью вытворяет такие вещи, словно бы похваляется своею божественностью. Он словно бы говорит: «Смотрите! Я как бог умею переходить из одного пространства в другое. Мне это подвластно, а вам?» Вот отсюда именно и проистекает восторг публики! Люди видят как нечто божественное нисходит до них. Представим себе, что мы пришли в церковь, молимся иконе, а тот кто на ней изображён вдруг возьми да и выйди из своего пространства – прямо к нам. Здесь – точно так же. И артистов, и театр мы ведь всегда обожествляем. И это – от гордыни. Редко кому удаётся уйти в потусторонний мир, а потом вернуться назад да ещё и рассказать о том, что он там увидел. Одиссею это удалось, так ведь и поэма «Одиссея» входит в список величайших произведений мировой литературы, где всего-то два номера – «Илиада», да та же «Одиссея». Такой переход – это совершенно невероятно! А здесь тётя взяла да и прогулялась с лёгкостью туда и сюда, всем своим видом показывая: смотрите, мол, я богиня, и мне это подвластно! Вообще-то, я обожаю Нетребку, но считаю, что такими вещами нельзя шутить. Эти фокусы не только убивают искусство, но ещё и поднимают человека в собственных глазах слишком высоко. Недопустимо высоко. Ведь на такой высоте может и голова закружиться. |
Автор: | edasi [ 11 дек 2011, 18:10 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шуточки с переходом из одного пространства в другое |
Latinist писал(а): А я смотрел-смотрел на это, а потом и подумал: «Что всё это означает? Ну, то, что она делает?... Зачем это всё?» Да, это кощунство. И вот что я понял: тётя Аня щеголяет перед зрителями не только своим невероятным артистизмом – это ладно! – она блещет своим умением с лёгкостью переходить из одного пространства в другое. Из художественного в реальное и обратно. А человек так создан, что для него разница между этими пространствами – священна. И это у него выработалось задолго до возникновения театра и опер – много тысячелетий тому назад. Ритуалы у людей были всегда, и совершение ритуала всегда считалось священным действом и вызывало у людей трепет. Пока жрецы пели песни вокруг костра с жертвоприношением, попробовал бы кто-нибудь из зрителей нарушить ход ритуала, и что бы с ним после этого было? Да его бы убили на месте за святотатство! Или бы жрец вдруг захотел отвлечься от своего священнодействия и заняться бы чем-нибудь бытовым – поговорить с кем-нибудь из зрителей о погоде, например? Этот бы жрец лишился авторитета! А театр и выступление певца на сцене (да ещё и гениального певца, а не простого!) – это ведь в чистом виде ритуал. Люди, сидящие в зрительном зале, остро ощущают, что они в одном мире, а то, что на сцене – это другой мир. Что происходит, когда кто-то посторонний выходит на сцену, на которой идёт спектакль? Всеобщий шок (вспомним Дубровку). А что происходит, когда актёр во время игры выходит в зрительный зал? То же самое – сильное впечатление, хотя многие теперь этим злоупотребляют. Между тем, тётя Аня с лёгкостью проделывает такие штуки. Хорошо это или плохо? Я думаю, это плохо. В кинематографе подобную попытку сделал покойный Ролан Быков в фильме "Айболит-66". Цитирую Википедию: "Фильм снят в необычной манере. Например, в картине специально не скрывается наличие съёмочной группы, постановочность сцен, актёры иногда как бы случайно выпадают из кадра. Немало интересных операторских решений: кадр превращается в ромб, в круг; смена кадра от театральной сцены к натурным съёмкам. .. Для детей этот фильм оказался сложен для восприятия, а взрослым он показался слишком наивным и условным. Создатели фильма получили не совсем лестные оценки." Я тоже был среди тех зрителей, которые "не поняли". Никакой связи между содержанием фильма и выходом персонажей из экрана в зал я не увидел. Быков не унимался, и в фильме "Автомобиль, скрипка и собака Клякса" сделал ещё одну попытку. Персонажи пытаются выйти в зал, при этом поя: "А можно ли войти в экран из зрительного зала? А можно ли с экрана запрыгнуть прямо в зал? "Нельзя, нельзя",- нам тетенька знакомая сказала, А ей, а ей один знакомый дяденька сказал." Судя по ироничному тексту, Сам Быков считал, что можно и нужно. |
Автор: | Latinist [ 11 дек 2011, 18:57 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шуточки с переходом из одного пространства в другое |
Этот приём изобрёл или, по-крайней мере, красиво внедрил в искусство Гофман. Ну а потом, уже когда подражания были поставлены на конвейер, начались безобразия. А Быков мне всегда был отвратителен. По-моему, это был просто плохой актёр и, судя, по лицу, человек. |
Автор: | edasi [ 12 дек 2011, 14:09 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Шуточки с переходом из одного пространства в другое |
Да, Быков неприятный тип. А в творчеством Гофмана я знаком недостаточно, к сожалению. |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group http://www.phpbb.com/ |